На месте события побывал корреспондент "МК-Эстонии".

Оккупант, на раз-два рассчитайсь

До самого приезда в городок Тори до конца не верилось, что мероприятие все-таки состоится. Что так открыто будут возданы почести Харальду Нугисексу, награжденному еще в годы Второй мировой войны немецким Рыцарским крестом. Да еще и в церкви, которая была восстановлена после того, как в 1944-м году ее сожгли немецкие войска. Сойдя со ступенек автобуса, я увидел церковь и переминающуюся с ноги на ногу стайку бритоголовых молодых людей, приодевшихся в стильные костюмы. Следом к месту награждения начали подтягиваться сочувствующие, а также бывшие сослуживцы Харальда Нугисекса.

Сходу поймав на себе несколько ухмылок, оскалов и прочих неодобрительных взглядов, вспомнил про своего постоянного помощника, сумку с эмблемой в виде красной пятиконечной звезды. От греха подальше перевернул сумку наоборот, дабы сразу не стать мишенью бритых парней. Среди них выделялись несколько персон возрастом постарше. Один из них, назвавшийся Ристо Тейно, надменно произнес мне: "Нугисекс, безусловно, герой. Почему? Да потому, что он воевал с Россией за эстонский народ". В качестве исторической справки отмечу, что 20-я гренадерская дивизия СС воевала отнюдь не только на эстонской земле.

До начала церемонии оставалось около получаса, в церковь начали подтягиваться люди, торопящиеся укрыться от усиливающегося дождя. Среди спешивших оказался и старый товарищ Нугисекса по имени Ральф Кауп. Пожилой человек с добрыми глазами оказался вовсе не нацистом-фанатиком. Кауп признал, что и русский, и немец был тогда для эстонца оккупантом, но приходилось выбирать тот или иной мундир. Героем, по его словам, можно назвать любого выжившего в тогдашних боях. "Те, кто воюют на своей земле ― борцы за свободу, те, кто с оружием приходят на чужую ― оккупанты. Русские сами по себе не оккупанты, но когда они пришли к нам, они ими стали",― рассуждал Ральф Кауп под одобрительные вопли снующих вокруг парней.

4 тысячи отблагодарили за весь народ

Проход в Торискую церковь оказался не самым простым. На пороге меня остановил один из предводителей бритоголовых молодчиков. Он поинтересовался целью визита. Пресс-карта послужила достаточным обоснованием. Позже на входе хмурого типа подменили двое других, похожие в тот день на многих других отсутствием растительности на голове. Зато по своей комплекции эта парочка была выразительно фактурна. Громилы, что там говорить. На этих силачей наткнулась съемочная бригада Первого канала, члены которой под проливным дождем, так же, как и я, махали своими "пропусками". Бритые дали "добро" и вслед заходящим внутрь журналистам с победоносной улыбкой долго повторяли: "Мис аси сеэ перрвый канал он? (Что это за "Первый канал?)".

Зал набился подзавязку. Дети, старики, женщины с цветами. Даже на балконе гостям приходилось тесниться. Под оглушительные аплодисменты появился сам "гвоздь программы". Хор грянул народные песни, затем слово взяли организаторы мероприятия из "Свободно-независимой колонны номер 1". Докладчики долго говорили о том, что страна и народ, "несмотря на попытки некоторых переписать историю, не забывают своих героев, словом и делом боровшихся за свободу Эстонии". Представители Кайтселийта вынесли государственный флаг, после чего капеллан Сил обороны Эстонии П. Партс, оказавшись на коленях и вознеся руки к небу, прочел молитву.

С трибуны доносились слова благодарности всем, кто ставил свою подпись в знак поддержки награждения (4229 человек) и кто не пожалел личных сбережений на создание медали стоимостью около 53 тысяч крон (всего было 600 меценатов, наибольший взнос ― 5 тысяч крон). Вскоре дело дошло до основного акта. Белокурая девочка, которая даже ни разу по-детски не засмущалась от вспышек фотокамер, преподнесла 87-летнему Харольду Нугисексу "Медаль благодарности эстонского народа".

Попозировав с наградой в руках перед журналистами, уставший экс-легионер СС еще долго принимал цветы, подарки, а также оставлял автографы на различных буклетах с военной символикой нацистской Германии и на фотографиях себя молодого, разумеется, в нацистском же мундире.

С русскими не разговаривайте!

Главный организатор, создатель, а теперь член коллегии "Колонны номер 1" Айн Саар заявил "МК-Эстонии", что "сегодня народ отблагодарил одного бойца". "Надеюсь, когда-нибудь наше государство сделает то же самое с остальными теми, кто боролся за эстонский народ", — добавил Саар. Побеседовав со мной по-эстонски, Айн Саар отказал корреспонденту Первого канала в беседе в любом формате. "Русским интервью не даю. Русские изначально думают по-своему, с ними бесполезно спорить",― улыбаясь, пояснил Саар. А на заднем фоне надрывалась уполномоченная по прессе "Колонны": "Не разговаривайте с русскими! Они все переврут".

На свое награждение "доблесть народа" Нугисекс пришел не один. Его сопровождала праправнучка Мари Сюда. Раскрасневшаяся девушка призналась, что на протяжении последнего года исследовала жизнь дедушки. Теперь она называет его "фантастическим человеком". Знающая родственница рассказала о том, что Нугисекс 8 раз выдвигался в президентский наградной список, но каждый раз его оттуда благополучно вычеркивали. "Это политический вопрос. Если бы его заслуги признало государство, Россия сразу выступила бы против этого, ведь он же за немцев воевал",― пояснила шикарная блондинка. Правда, Мари забыла: то, что не запрещается, то разрешается. Награждение ветерана СС не было поощрено, оно было разрешено.

Проблемы: осталось много оккупантов

После окончания церемонии я заметил машину с развевающимся флагом Латвии. Не удивился, ведь с трибуны говорили о "латышских друзьях". Водитель по фамилии Гинтерс вместе с пассажирами представлял организацию "Все для Латвии". Они рассказали, что хотели оказать честь Харольду Нугисексу, да и эстонские коллеги приглашали. Гинтерс назвал всех легионеров СС героями, пояснив: "Они защищали наши страны от самого большого зла, которое тогда было". Именно поэтому иностранный гость городка Тори вместе с единомышленниками сегодня, кроме политического воспитания, занимается помощью и поддержкой легионеров.

На вопрос о пронацистской направленности организации помощник воинов СС сильно обиделся, попеременно назвав нашу газету и нацистской, и русско-фашистской. Успокоившись, Гинтерс объяснил свой взгляд на историю. По его убеждению, прибалтийские легионеры СС в те годы просто выбрали такую стратегию: сначала воевать против русских, чтобы потом повернуть оружие против немцев. Молодой человек имеет свою позицию и по сегодняшнему дню: "У нас много проблем со времен оккупации. Мы не можем говорить о себе как о свободных национальных государствах, тут еще полно оккупантов, которые не знают эстонский и латышский языки".

В паре сотен метров от церкви, где награждали ветерана 20-ой дивизии, стоит маленький мемориал павшим советским солдатам. Пали они с верой в победу над "коричневой чумой", самым большим злом. А сегодня под этим самым большим злом подразумевают и их…

Поделиться
Комментарии