Анвельт: Эстония созрела для того, чтобы увязать размер штрафа с доходом нарушителя
Справедливые штрафы в том или ином виде есть в нескольких европейских странах. По моей оценке, Эстония созрела для того, чтобы внедрить принцип, согласно которому размер штрафа рассчитывался бы на основании дохода нарушителя, пишет в ”МК-Эстонии” бывший министр юстиции Андрес Анвельт.
По сути, такой подход поддерживает и нынешний правящий союз, а именно — концепция справедливых штрафов была записана и в коалиционном договоре. Надеюсь, Министерство юстиции в скором будущем приступит к анализу этой темы и разработке подходящей системы штрафов.
Существенное увеличение штрафов не выполняет в полной мере главную цель штрафов и наказаний — предотвратить новые нарушения. Большая разница — придется ли заплатить штраф в 300 евро безработному, получающей маленькую зарплату матери-одиночке или зарабатывающему десять средних зарплат руководителю фирмы или получающему огромные дивиденды миллионеру. Последние даже не обратят внимания на такую сумму, тогда как человеку с пустым кошельком оплатить ее невероятно сложно.
Справедливые штрафы в том или ином виде есть в нескольких европейских странах, например, в Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В каждой из них своя система, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности при назначении штрафа. К примеру, в Дании зашли настолько далеко, что за езду в нетрезвом виде назначают штраф, где каждое промилле умножается на размер месячного дохода. Одно промилле — оштрафуют на одну зарплату. Так что понятно, что садиться пьяным за руль чревато солидным наказанием.
Мое предложение заключается в том, что меньшая штрафная единица зависела от зарплаты, при увеличении дохода она возрастала бы. В таком случае наказание заставило бы одинаково воспринимать это как низко-, так и высокооплачиваемого работника. Размер штрафной единицы можно рассчитывать, например, на основании дохода за прошлый год, и если за это время доход существенно изменился, то нарушителю пришлось бы самому доказывать это. Такая система мотивировала бы людей быть более законопослушными и помогла бы пополнить госказну.