Люди, которые поодиночке составляют одно целое — Команду. Потому что в команде — не только те, кто зафигачивает голы и очки, но и те, кто их обихаживает — от президентов клубов и их директоров до прачек, уборщиц, водителей, менеджеров, поваров, врачей. Вот почему, с наслаждением глядя по ТВ матчи по шведскому Шестому спортивному каналу, где не просто звезды, а целый Млечный путь мастерства и красоты, несколько раз во время матча я вижу скамейку, на которой сидят тренер, еще какие-то люди, бегают врачи, массажисты…

И каждого бьет лихоманка какая-то: болеют! Это мне очень интересно. И близко: переживать за своих — это так здорово. Жалко, ой как жалко, что в обычной жизни все это не так.

Наука убеждать — наука побеждать

Разрешите вам представить — Юрий Чурилкин. Родился он в 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Полет был в апреле, а Юрий родился в октябре.

Юрий Чурилкин, руководитель футбольной команды "Левадия", чемпиона Эстонии, постоянно как-то отходит от разговора о себе самом.

- Моя сестра Лидия — самый близкий мне человек (ну, само собой, родители…), она старше меня, 1955 года рождения, так я думаю, Юрием меня назвали благодаря ей. Родился в Таллинне, учился в 10-й школе, поступал в Таллиннский политехнический институт, ну, как футболист — такой, профессиональный, относился к этому не ответственно. Сдавал экзамены. Вроде все шло удачно, но надо было немножко поднапрячься, ну а я… думал о футбольном поле.

Он подал на энергетику, да вот не стал — не попал. "Провалял дурака — конкретно. Но нет сожаления в принципе-то…"

Он оказался прав. А иначе мы бы получили заурядного инженера. Мы, живущие в Эстонии. А так мы получили талантливого мастера игры — не просто "менеджера спустя рукава" средненькой футбольной командочки. А директора клуба-чемпиона.

- Рядом со мной всегда были очень сильные люди, — говорит Юрий. — Были очень сильные учителя.

Он "заразился" Игрой с шести лет на Таллиннском детском стадионе. А в последний школьный год учился в специальном классе: летом в футбол играли, зимой — в хоккей.

Юрий — высокий и мощный мужчина. Одежда его простая и просторная. Но видно, насколько он тренирован — будучи директором, мог бы и пузцо хозяйское отрастить — двери открывать… И эти движения, когда многолетний тренинг позволяет вам не просто двигаться, менять положение корпуса, рук и ног, а профессионально "переливать" свое тело незаметным, отработанным способом — вот только что держал чашечку кофе, сидя ровно и глядя в глаза, а моргнул я — и чашечка стоит далеко в стороне, а он уже откинулся на спинку дивана, и руки мягко жестикулируют. Это, господа, профессиональное. Спортсмены меня поймут.

- Тренер Иосиф Катцев собрал спецкласс футбольный, были гандболисты — сборная Эстонии, мы учились в 9-10 классах, утром и вечером тренировки, и это была практически команда мастеров.

Потом команда, конечно, распалась: кому в армию, кому в вуз, кому работать. Такие "организмы" всегда временны, но прежние отношения остаются на всю жизнь.

В профессиональном футболе остались только Олег Андреев и Юрий Чурилкин. Олег — вратарем "фанерки", а Юрий в "Темпо" — команде таксистов. Становился чемпионом со своими, обладателем кубков. Был он нападающим, центральным полузащитником, но кому не нравится забивать?

- А вот с возрастом, с приходом зрелости, понравилось играть в защите.

- Ничего, если я буду задавать идиотские вопросы, не специалист я? — спрашиваю невинно.

- Да что вы! Вот если б во время игры на футбольном поле вы бы стали о чем-то таком спрашивать — я бы обиделся. А тут — пожалуйста, без проблем.

- Правда, глупые вопросы будут касаться только футбола, — честно предупреждаю я.

Он улыбается.

Потом после школы, Юрий служил в армии, в Вильянди, в спецназе ГРУ, играл в футбол за городскую команду. Между делом совершил 36 прыжков с парашютом.

- Могу в любой момент сесть в самолет и прыгнуть. Сажусь на карусель, несколько оборотов — я теряю полностью координацию движений. Как такое быть может, такого не может быть, говорят мне. А у меня вот может, — и снова смеется.

Когда успешный человек признается в какой-то своей слабости или неумении — это очень сильный человек. А если еще и посмеивается при этом, то перед вами — Личность. Видывали мы "героев кверху дырою" — ну прям Медный Всадник, да мокрый задник: я все видал, я воевал, я кровь мешками проливал. Делом доказывай, делом, мужик, будь ты хоть сверхмиллиардером или там президентом, или же просто нормальным мужчиной.

В 1983 году была создана команда мастеров в Эстонии, и стали они играть во второй лиге Советского Союза.

- Много тренеров было… — пауза, а потом он начинает говорить быстро. — Тренер — это не просто человек, который говорит, как мяч забивать. Это должен быть Учитель. По жизни, а не только на футбольном поле. Люди же не только на поле общаются, они же еще в гостинице живут, обедают… Роман Убокиви, Уно Пийр, Валерий Бондаренко — эти люди дали мне возможность думать… не знаю, это спорт или искусство, но голова должна быть на плечах! Думать и о том, — что ты будешь делать, когда закончишь свою карьеру спортсмена. А уж если у тебя есть семья… детям же не объяснить: потерпите, мне сейчас немножко трудно, я сейчас в полете размышлений, сегодня посидим на хлебе и воде, а завтра у меня все сложится удачно, я выйду из пике и начну вас кормить красной икрой… ну, это тупизм просто! А спортивная карьера — это непросто и рискованно. Допустим, футболист получает травму. В такое положение может попасть любой спортсмен — получаешь травму, и ты никому не нужен. Все. И как заработать деньги?

- И как заработать деньги?

Только сейчас спортсмены и футболисты стали зарабатывать прилично — достаточно, чтобы кормить себя и семью и жить нормальным человеком.

За время своего существования команда "Левадия" пять раз была чемпионом Эстонии.

- Те условия, которые создал президент клуба Виктор Левада — исключительные. Можно только снять шляпу перед такими людьми, как он. Будь их побольше, эстонский футбол был бы совсем на другом уровне, — говорит Юрий Чурилкин.

Последние слова он произносит медленно и четко, как золотые монеты на дубовый стол кладет.

- Первостепенна финансовая сторона, — продолжает Юрий. — Собраны лучшие игроки, действительно лучшие. И у них лучшие условия. Перехвалить их я не могу. Например, Марек Лемсалу, которому 35 лет, защитник центральный. Мощный, здоровый, он играл очень много в Европе… Не боюсь перехвалить Индрека Зелински — один из лучших нападающих сборной Эстонии… Константин Нахк… Для них всех созданы хорошие финансовые условия. Построили тренировочную базу на Маарьямяэ — инвестиции порядка 30 000 000 крон. Свои поля, это очень важно…

Виктор Левада — преуспевающий бизнесмен не только на эстонском рынке, поэтому требования у него ко всем одинаковые. Наш клуб имеет более сорока серьезных партнеров… Adidas уже девятый год, например, главный технический партнер клуба "Левадия". Estonian Oil Service, голландский партнер, APL Production… Многие помогают по-настоящему. Практически на все наши выездные матчи Кубков УЕФА, Лиги чемпионов выезжают с нами наши партнеры. Они могли бы съездить на две-три недели в отпуск — а это цена двух-трех дней поездки с нами, там все это очень дорого. Но они настолько хорошо понимают, что мы все делаем правильно, для людей, а не только для заработка… Коллектив большой, у нас 450 детей, команда девочек, женская команда — чемпион Эстонии, победитель Первого Балтийского турнира… У нас все хорошо: финансы, тренер, взаимоотношения в коллективе. Там нет мелочей.

- А бывают конфликты?

- Я наружу никогда ничего не вынесу. Мы всегда можем на основании контракта с игроком найти компромисс или проблему игрока решим на сто процентов. Есть требование — выигрывать, побеждать. Есть зарплата, есть премиальный фонд и все остальное. Если не выполняешь функции профессионального футболиста и в Эстонии борешься за второе-четвертое-пятое место — можешь сразу от нас уйти. Такими игроками мы не занимаемся. Целью должно быть только чемпионство. С детства им прививаем: только чемпионство!

Когда Юрий говорит о победах и чемпионстве, он как бы делит команду на отсеки, как подводную лодку. Ведь на нем, директоре, лежит забота не только о тех, кто на поле забивает голы на виду у всех, он говорит еще и Команде в целом — обо всех, кто с ним работает.

- Есть просто люди, которые стирают форму! — раздельно произносит он. — Это тоже члены Команды! Водитель автобуса. Технический директор, спортивный директор. И секретарь. Они все — в футболе, они все делают работу для результата. Мне приятно, что у нас создан такой коллектив… дай Бог, чтобы у многих такой сложился.

Он еще уверен:

- Не надо стоять и подсматривать из-за угла за человеком, которому поручена та или иная работа. Люди изначально знают каждый свое дело, их не надо контролировать. Мы не просто забиваем мячи в ворота. Мы все-таки делаем для общества социальный проект — Футбол. Если даже исходить из того, что все сейчас переводится на деньги, то вот пример: приезжает сборная России, а с ней — тысячи болельщиков. Берут в отелях сотни номеров. Тратят тысячи крон, пусть даже на алкоголь! На еду, на остальное. Приезжает сборная Англии. То же самое — экономика Эстонии зарабатывает! Престиж страны. Посмотрите — большой футбол в столице — весь город им живет не один день. Кто и за кого у нас болеет — в этом нет политики, я полностью это вычеркнул, и никогда у меня не было таких моментов. Через футбол мы способствуем объединению. С разными политическими взглядами, мыслями — люди приходят смотреть игру, футбол, спектакль спортивный. И, если игроки могут показать этот спектакль, стадион будет полным.

Маленький большой футбол

- А вот еще говорят, – это у меня вспыхивают воспоминания, – зачем, мол, Эстонии эти маленькие "деревенские команды". А я вспоминаю ту же атмосферу, что видел на "А ле Кок Арене"!

Понесло… С жаром описываю ему: малюсенький городок, наша погода с проливным дождем. Не поле, а так, деревянные стойки и перекладины ворот помнят еще Никиту Сергеича Хрущева. Газон? Вы смеетесь! И тут толпится уже народ — этого события ждали чуть не месяц — маленькое ристалище будет, битва гигантов! Мы люди разных национальностей — мой приятель Юхан и я. Делимся на команды — чисто дети.

И начинается рубка. "Трибуны" неистовствуют, две сотни болельщиков — аншлаг! — заходятся криком, и идет битва, мы не помним, кто кому друг — мы соперники и рвемся к победе. Там может быть счет 1:0 или 6:2, как при жеребьевке повезет — у нас "лохи", у них мастера "местные", а если поровну, то вот когда начинается настоящая игра!

Мяч не скачет, он просто шлепается в это месиво и лежит, круглый, не катится, дождь площадку превратил в болото. Но там царит Ее Величество Игра!

И свисток. Все. Сыграли. Отмываться будем дома. Пар валит от маек одинакового серого цвета, так мы измазюкались. А сперва на нас были канареечно-желтые майки, и даже с номерами! А на соперниках — красные! Но игра уравняла нас. И мы идем, и друган мне говорит: "Как я тебя сделал, как обвел!" — "Так это ты был? Я не узнал, что ли?" — "Так рожа-то заляпана, поди вас отличи!" Братство игры — повоевали, встали, отряхнулись, отмылись — и потом год вспоминать будут! Второй цех третьему вставил фитиль… Володька все равно Артуру не уступит, а Степанов в полузащите играл… и как он с середины поля мяч просто-таки вколотил в ворота, а они ж без сетки, потом минут десять в овражке с бурьяном искали…

- Да все так и есть — снизу вверх идет! — подхватывает мысль Юрий. — У нас игроки пятьдесят на пятьдесят, по национальному признаку, и мы берем игроков. На футбольном поле нет злости. Спорт делает для страны огромный плюс! У кого-то баскетбол или волейбол, но он объединяет.

Игра — это жизнь. А жизнь — короткая. Не надо делать из жизни игру.

- Короткая… — соглашается Юрий. — Играет сборная Эстонии с Россией, Англией, Португалией… 10 тысяч на стадионе. Билет в среднем стоит 250 крон. Два с половиной миллиона — это деньги! И еще там покупают конфетку, котлетку, чаек, кофеек, лимонад — это экономика. Правда, некоторые считают: ничего себе, два с половиной миллиона заработали… А сколько стоит охрана, свет — но это их заработок тоже, им работа и деньги, зарабатывают все… И тут спорт объединяет! 27 лет прошло после службы в Вильянди, а сколько отличных знакомых местных осталось, с которыми отношения сохранились! Кто тренер, кто бизнесмен…"

Ну, так что ж оно такое — успех в спорте? Движение к победе — одна часть. Победа — другая. Хорошего человека слава не портит. И дальше путь. И выше. В стратосферу Успеха. А там эти люди подтягивают молодых птенцов вверх, учат, помогают, выводят на идеал.

Успех, оказывается, — это не машины или дома, или женщины роями, не коньяк с дурной ценой на этикетке, а когда ты нужен. Нужен, потому что Это можешь сделать только ты.

Постскриптум от автора. Я искренне благодарю своего собеседника за то, что нашел время поговорить, и разговор затронул в моем сердце такие струны, о которых я и сам не подозревал…

Фото: Елена Руди

Поделиться
Комментарии