Михаил Задорнов, отметивший в этом году 60-летний юбилей, в отличной физической и интеллектуальной форме и не устает радовать нас новыми шутками и открытиями. Читайте о том, чем хорош кризис, почему нужно спать в пирамиде и как важен огонь в глазах, пусть и дурной.

Слава экономическому кризису!

– 2008-й стал годом великих потрясений — от войны в Южной Осетии до смерти Патриарха Алексия II, от всемирного экономического кризиса до чернокожего президента США. Как вы оцениваете итоги этого года?

– Я вообще оптимист, и когда говорят, что во всем мире кризис, я понимаю, что это замечательно. Наконец-то люди подумают о себе! Кризис для человечества — как грипп, который говорит человеку: полежи, отдохни от суеты, подумай о своей жизни.

Мне один из телередакторов пожаловался: мол, никто не хочет размещать на телевидении рекламу. Раньше об этом можно было только мечтать! Или: у "Фабрики звезд" нет денег на запись новых дисков. Замечательно — мы столько чуши не услышим!

Говорят, "Дом-2" могут прикрыть, потому что нет спонсоров… Люди стали больше гулять, перестали смотреть телевизор. Деторождаемость повышается в России в результате кризиса!

– Вряд ли все так радужно — люди теряют работу…

– Я встречаю человека, он говорит: "Я топ-менеджер, меня уволили…" Топ-менеджеры — от выражения "топай отсюда", их всех давно пора уволить. На водителях вот кризис не сказывается — у них есть профессия, и пожарные останутся на месте, а топ-менеджеры, мерчендайзеры, дауншифтеры, имиджмейкеры и словоблуды работу потеряют, и правильно — это люди без профессий, им пора на поля картошку копать или клубнику выращивать.

Говорят, один олигарх с Рублевки купил десять гектаров земли и теперь доволен: его банк рухнул, но он будет выращивать клубнику. Ценные бумаги обесценились — так это же бумаги, у них нет цены, это комбинация для обирания народа.

Происходят положительнейшие явления. Любая беда — это начало пути к успеху, а кризис — это даже не беда, тем более — для России. Если мы пережили несколько концов света — в 1941-м, 1937-м, 1917-м, — то уж, извините, кризис вообще на нас не повлияет.

Жалко только, что Россия подлегла под западные финансовые формулы. Между тем мир приходит к тому, о чем писали Ленин и Маркс, в Европе раскупают "Капитал", начинается национализация. Кризис говорит: заигрались вы, ребята, в бабки. Живете в мире потребления, забыв о мире души человеческой…

Даже Черномырдин оживился с кризисом. Он точнее всех сказал: "Это ж как так, это что ж такое, это же в России никогда такого не было — и вот опять повторилось!"

– Отношение к американцам после выборов Обамы у вас не изменилось?

– Я летом жил в деревне под Вологдой, и человек, у которого я останавливался, сказал: "В Москве у тебя тяжело с продуктами — возьми картошки мешок!" И накопал мне картошки. Америкосы разве накопают вам мешок картошки, чтобы в Нью-Йорке не умереть с голоду?

Хотя Америка умно ведет себя сейчас. И мне нравится Барак Обама. У неотформатированных американцев, приехавших с других континентов, более живое мышление. У людей, в которых смешались крови, как правило, вообще не мышление "Макдональдса".

Кстати, мне понравилось, как дожал народ одну мою фразу. Я сказал: "Какой период — от небоскребов Нью-Йорка до Барака Обамы!" Народ переделал: "От хижины дяди Тома до Барака Обамы". Гениальный народ!

У нас же во время кризиса юмор расцветает. Вы знаете, что в августе эстонцы послали в помощь грузинской армии взвод отборных арбалетчиков? Они три дня назад до Тбилиси добрались…

Главное — не отвечать на оскорбления

– Вам в этом году исполнилось 60 лет. С каким чувством вы перешагнули этот рубеж?

– Немножко грустно. Я видел в одной церкви фреску, на которой ангел сворачивает небо в свиток. В 60 лет надо начинать сворачивать свиток, но нужно, чтобы на этом свитке много чего было написано, пустой сворачивать — смысла нет. Надо успеть этот список дописать — и потихоньку сворачивать.

– Не так давно вы оказались в центре скандала: ведущий передачи "Гордон Кихот" Александр Гордон объявил вас из-за вашей лингвистической теории фашистом. Вам не удалось убедить ваших оппонентов в своей правоте?

– Я не собирался их убеждать — они ученые, то есть пишут книги, основываясь на чужих книгах. Они не знают жизни, боятся за свои звания, титулы. На оскорбления — мол, я на Гитлера и Сталина похож, — я даже отвечать не стал, пропустил мимо ушей. Это они от бессилия начали меня оскорблять, потому что не смогли ответить на мои вопросы.

Например: почему декабрь — месяц двенадцатый, а называется "десятый"? Я им стал рассказывать, откуда пошло слово "календарь" — это "коляды дар". "Коляда"  — это солнце.

– Традиционно считается, что "календарь" — от латинского слова "calendae".

– Конечно. Один из ученых мне сказал, что это слово не имеет этимологии. Правильно, говорю я, не имеет, потому что надо на славянские корни смотреть. "Коло" по-русски означало некогда "солнце". А на Западе все перепутали и начали "к" произносить как "с". Вы же знаете, английская буква "С", то есть "си", читается как "к". Потому и "си", что пришла эта буква от нас! "Соло" и "коло" — это одно и то же.

Наш славянский календарь, который начинался с марта, они взяли как есть — но перешли на цифры вместо названий "березень", "студень", "сечень". Это славяне мыслили образно, а на Западе жили торговцы, для них важно было цифровое мышление.

Я это все объяснил на передаче, а мне стали говорить, что я любитель. Я сказал: "Между прочем, Ноев ковчег построил любитель, а ученые построили "Титаник"!" Эту фразу вырезали, а я ею горжусь.

Еще там был один поп, который на меня рьяно нападал. Я говорю: "Вы священник, вы верить должны, а не наукой заниматься. И потом — вы за эту неделю участвовали в пяти риалити-шоу. Вы не поп, вы поп-звезда!" Это тоже вырезали.

Зато я попросил редакторов не вырезать оскорбления в мой адрес. И они опростоволосились: думали, что они меня унизят, а унизили в итоге себя. Оскорбляющий всегда унижает себя. В результате многие в России подсели на мои мысли. И Гордон — честь ему и хвала, пусть он человек с торгашеским мышлением, — против собственного желания пробудил в людях интерес к славянской истории! А все потому, что я не ответил ни на одно оскорбление.

– Давайте к приятному: ваш юбилейный концерт в зале "Дзинтари" шел больше пяти часов. И вы отказались продать его телеканалам…

– Я не для телевидения давал концерт, а для души. Родился в Дзинтари, в ста метрах от концертного зала. Концерт был для тех, кто мне приятен и дорог.

На телевидении одна и та же тусовка ездит с одного концерта на другой — ощущение такое, что их бесплатно кормят, вот они и ездят. И что, я их буду угощать салатом, а они мне будут желать здоровья, счастья и долгих лет?

И еще: когда телевидение снимает, настроение в зале всегда хуже. Камеры ездят, свет включают… А тут даже мой друг Максим Галкин сказал, что это лучший из виденных им концертов за десять лет!

Notre Dame как Северный Дом

– На вашей даче в Юрмале стоит 5-метровая пирамида, в которой вы иногда спите. Русские люди традиционно не спят в пирамидах…

– Русские люди начали строительство домов с пирамид. Буква "Д" в слове "дом" означает пирамиду. "Дом" — "ух отца-матери", это две божественные сущности, женская и мужская энергии. Поэтому древнерусское слово до сих пор гуляет по Европе. В Милане собор — "дом", в Кёльне — "дом", в Риге — Домский собор, в Париже — "нотр-дом"…

– Нотр-Дам? Но это же "Notre Dame" — "Наша Дева", Богоматерь…

– Нет. "Дом" и "дам" — это одно и то же. Гласные не имеют значения в передаче информации. "Нотр-Дам" — это "северный дом". Дом — понятие соборное, он связывает людей с Всевышним, с Небом. А дома, в которых мы живем, — это не дома, а хаты…

Так вот, пирамидальный дом — это древнее жилище наших предков. И я прекрасно понимаю, что означает пирамидальная форма с точки зрения волновой механики. Она структурирует пространство, успокаивает его, убирает суету. Достаточно поспать в пирамиде пять часов, чтобы весь день прошел весело и задорно. Просыпаешься всегда с рассветом, когда появляется первый луч Ра.

Пирамида — это преобразователь энергии, конденсатор времени. У меня, когда я спал в пирамиде, камушек вышел из почек. Я не уверен, что это благодаря пирамиде, я еще и травы тогда пил, думаю, все вместе подействовало.

– Вы собираетесь на свои деньги установить в Михайловском памятник няне Пушкина Арине Родионовне. Почему именно ей?

– Благодаря ей Пушкин стал тем Пушкиным, которому кланяется вся Россия. Не было бы ее — написал бы он только "Евгения Онегина". Произведение замечательное, но даже не перескажешь пацанам!

А Арина Родионовна научила Пушкина сказкам, и он вернул эти сказки России. До него Россия говорила на старославянском языке, который утяжелял сознание.

Державин мечтал вернуть России русский язык, но ему таланта не хватило. А Пушкин без всяких постановлений ЦК КПСС и президента возвращает Россию к исконному языку, на котором говорил простой люд, — и сразу мы получаем созвездие русских классиков.

Гений Пушкина в том, что он повернул мышление России, а не просто написал "Евгения Онегина" и гениальные стихи в альбомы бабам, над которыми насмехался.

Памятник, кстати, уже отливается в бронзе. Маленький Пушкин, лет десяти, сидит на холмике с Ариной Родионовной, вокруг рассыпаны яблоки, она рассказывает ему что-то, а он слушает…

Поделиться
Комментарии