Конкурсная комиссия выбирала из двух работ, которые обе изображали муравья. "Нет, это не являлось условием конкурса", — заверил директор ИВЦПО Артур Сепперн, признавая: от скульптуры, устанавливаемой перед общежитием профцентра, можно было ожидать чего-то более уютного, нежели насекомое, являющееся символом трудолюбия, которому лучше всего подошло бы быть установленным около дома практики, пишет "Северное побережье".

В то же время для возглавлявшего конкурсную комиссию директора такое неравнодушие к муравью вовсе не стало неожиданным: "Оба скульптора исходили из талисмана учебного заведения, каковым и является муравей".

Наряду со Старкопфом в конкурсе участвовал автор йыхвиской скульптуры оленя Айвар Симсон. Он представил эскиз бронзового муравья, который тащит иголку.

- Нам предстояло выбрать между традиционной и новаторской скульптурой. И должен признать, что эта новаторская показалась мне на первый взгляд все же довольно устрашающей, — усмехнулся Сепперн, далее сравнивая эскизы изобразительного искусства с разными музыкальными стилями. — Если муравей Симсона — как народная музыка, которую все понимают, то муравей Старкопфа, скорее, — музыка будущего. Он новаторский и должен понравиться учащимся, хорошо характеризуя также развитие нашего учебного заведения в сфере технологии.

Конкурсная комиссия, куда входили, помимо Сепперна, члены Эстонского объединения скульпторов Экке Вяли и Мари-Лийс Тамми, а также президент Эстонского союза художников Яан Элкен и председатель Эстонского союза архитекторов Пеэтер Пере, после длившегося два часа обсуждения и подсчета очков объявило победителем работу, представленную с пометкой "Cyberant", автором которой оказался Ханнес Старкопф. Архитектурная часть эскиза выполнена Тыну Лайгу.

- Выиграло, несомненно, более привлекательное и интригующее решение, — констатировал Элкен, похвалив позиционно-плановое решение работы Старкопфа, позволяющее этому муравью-роботу расположиться также во дворе общежития, переполненном автомобилями.

Пятиметровый муравей может, по оценке Элкена, стать скульптурной вехой. "Центр Йыхви — не говоря уж об окраине — не блистает обилием монументов и декоративных скульптур на открытом пространстве".

По словам президента Эстонского союза художников, в произведении Старкопфа немаловажна также вандалоустойчивость: "Этот аспект в случае монументов, устанавливаемых в городах, настолько важен, что авторы, уже планируя работы, учитывают физическую потребляемость скульптур в прямом смысле слова".

В пояснительной записке конкурсной работы автор упомянул в качестве возможного материала букашки нержавеющую сталь. "Но, вероятно, сгодился бы также "монстр", сваренный из металлолома, — находит Элкен, отмечая, что оба направления выразительны. — Из дверей ателье Старкопфа с приличным опытом поп-искусства и хорошим чувством формы плохая вещь просто так и не выйдет".

- Я рад, что именно Старкопф меня обошел, — отметил Симсон, два последних года дважды оставлявший своего коллегу вторым, выиграв конкурс скульптуры как Арво Пярта, так и Николая фон Глена. — Старкопф очень хороший скульптор, и он ударил меня на этот раз моим же собственным оружием, представив на конкурс очень прилично сделанный эскиз, который был на класс выше моей пластилиновой работы. Единственное, что меня как скульптора, любящего бронзу, огорчает, — что одна большая мастерская бронзового литья в Эстонии уже закрыла двери, а еще действующая — единственная в Балтии — останется, к сожалению, без заказа, поскольку скульптура Старкопфа родится ведь в качестве сварочной работы.

Робот-муравей должен встать на ноги через два с небольшим месяца — к 15 марта, когда завершится реновация общежития профцентра. "Придется поспешить, но я это учел, — отметил Старкопф, выразив надежду, что успеет завершить работу к сроку. — Во всяком случае, я выложусь полностью".

Стоимость произведения 64000 eвро — один процент стоимости проекта реновации общежития, который финансирует Европейский фонд регионального развития.

Поделиться
Комментарии