Портал Delfi обратился к Сийму Калласу с вопросами.

Господин Калласс, вы — политик с огромным стажем. Поэтому читателю будет интересно узнать ваше мнение о состоянии эстонской экономики.

Достигнуто многое. Но если сегодня посмотреть на экономическую окружающую среду, некоторые другие факторы, то сейчас мы стоим на месте. Нам необходимо искать какой-то новый подход.

У нас остановился приток иностранных инвестиций, даже наоборот — они уходят. 20–25 лет тому назад это была основная движущая сила. Вопрос и в нехватке квалифицированной рабочей силы, но это еще можно как-то наладить. Но наше экономическое окружение… Естественно, наши экономические отношения с Россией сейчас плохие. В истории Эстония все время получала из-за этих отношений. Это во многом влияет на транспорт, логистику, чем я занимаюсь… Нам предстоят пять сложных лет. Деньги, которые приходят из Евросоюза, будут уменьшаться. То есть, мы должны сами свои проблемы решать.

Вы сами затронули тему эстонско-российских отношений. В этом регионе компактно проживает русскоязычное население. 25 сентября будет отмечать День народов Эстонии, которому посвящен фестиваль в Йыхви. И как на этом фоне выглядят последние новости: доклад под названием ”Эстония теряет Ида-Вирумаа”, в котором говорится о русских, как об угрозе для безопасности государства? ”Сенсация” господина Марта Хельме, в которой сообщается о якобы имеющейся в регионе пятой колонне из пяти тысяч вооруженных русских молодых людей, готовых ударить в спину эстонской армии? Как себя должны чувствовать русскоязычные жители Ида-Вирумаа, да и всей Эстонии?

Я, безусловно, не разделяю подобные взгляды, что русскоязычное население является какой-то проблемой для Эстонии. Это реальность, и надо смотреть на эту группу людей как на наш капитал. И это очень большая ошибка — смотреть на Ида-Вирумаа как на проблему.

Так все-таки — ”Эстония теряет Ида-Вирумаа”?

Не теряет. Доклад рассматривал риски, возможные гипотетические варианты развития событий, а такой заголовок сформулировали журналисты. А региональную политику, и не только в отношении Ида-Вирумаа, нам придется пересмотреть.

Господин Каллас, не секрет, что некоторые жители Эстонии рассуждают так: мол, какая нам разница, кто будет президентом, если от него, практически, ничего не зависит. Что вы можете сказать таким людям о роли главы государства в жизни общества?

Конечно, роль эстонского президента — это не роль американского или российского президента, у нас правительство образует политику. У нас президент может наладить отношения между различными политическими силами, разными группами населения.

Однако роль президента еще и в том, что он поручает конкретной политической силе формировать правительство. Если вас выберут президентом страны, вы способны поручить формирование правительства оппонентам нынешней коалиции, если они наберут большинство голосов на выборах? Или же вы поступите так, как господин Ильвес, создавший уже один прецедент?

Естественно, поступлю в соответствии с Конституцией. Право формировать правительство получает тот политический руководитель, чья партия получила наибольшее количество голосов.

Вот и я говорю, что мы уже имеем прецедент с Сависааром, когда он победил на выборах.

Мы имеем два прецедента. Один раз я сам участвовал в выборах, и тогда президент не дал формировать правительство победившей партии, и это была ошибка. В случае победы, повторю, я буду поступать так, как предусматривает Конституция: поручу формировать правительство тому политику, чья партия победила на выборах.

Поделиться
Комментарии