В комментарии местной газете "Северное побережье" руководитель уезда выразил сомнение в том, что такая сделка может состояться. "Тем не менее, можно обсудить возможность совместной деятельности — как в будущем использовать эти отходы для производства цемента или извести. Запрос я передал в наш Центр компетенции сланцевой отрасли, который даст точную оценку, насколько серьезно можно рассматривать такое сотрудничество", — заявил Рихо Брейвель.

Корреспондент Delfi поинтересовался у Рихо Брейвеля, на чем основано его сомнение.

- Я не специалист в этой области. Возможность использования пустой породы полностью вообще не исследована.

Не исследована в части возможности использовать самим?

- Да, если порода — такое перспективное сырье для получения цемента, то надо смотреть, не можем ли мы сами его использовать.

В советское время ходила байка, что японцы хотели купить зольные горы, образованные на сланцехимическом производстве. Их не продали потому, что рассудили: мол, раз японцам надо, то, может быть, через пятьдесят лет и самим сгодится. Тут что, такая же история? А еще говорят, что одна западная фирма покупала в Эстонии песок, грузила на корабль, а когда выходили в море, сбрасывала песок в воду, а пустые ящики везла домой. Они были из дуба, и из них получался очень хороший паркет.

- Ну, да, а еще говорили про русских матрешек, которые массово скупали, так как их паковали в ящики из красного дерева. Но шутки в сторону, пусть вопрос рассмотрит Центр компетенции сланцевой отрасли, который осенью прошлого года открылся при Вирумааском колледже Таллиннского Технического университета.

***

Корреспондент обратился к директору этого колледжа Виктору Андрееву с вопросом:

Будут или нет продавать россиянам пустую породу?

- Что я могу сказать: владельцами терриконов сегодня является Eesti Energia. Но сейчас главное, разобраться, чего хотят российские производственники, какой состав породы им требуется. Затем надо убудет оценить химический состав наших породных отвалов. Я свяжусь с новгородцами, которые прислали письмо, чтобы уточнить все их требования к сырью.

Кто руководит Центром компетенции сланцевой отрасли?

- У нас есть руководитель этого Центра — Калле Пирк.

Кто он — ученый, специалист по добыче или переработке сланца?

- Там не обязательно быть специалистом сланцевой отрасли. Он — бывший руководитель отделения одного из банков. Он выбран на конкурсной основе и работает руководителем всего один месяц. То, что Центр создан, не говорит о том, что он начал работать в полную меру, потому что еще даже финансирования нет, принято, если можно так сказать, политическое решение.

***

Виктор Андреев в годы своей работы в НИИ сланца, функции которого сейчас переданы Вирумааскому колледжу ТТУ, тоже помнит эту байку про желание японцев купить зольные горы химпредприятия. Он говорит по поводу тезиса "может, и самим сгодится":

- В наше время этот анекдот уже не проходит. Пусть нам дадут четкий ответ, чего новгородцы хотят, и мы будем просчитывать все возможности. Окончательный ответ можно будет дать после изучения всех фактических условий.

Поделиться
Комментарии