"Весенний шторм" пройдет в Эстонии уже в шестой раз. По плану учения пройдут с 3 по 19 мая. До 12 мая они будут проходить на территории волостей Вини, Вяйке-Марья, Тапа и Лаэквере. Затем "бои" перенесутся на территорию волостей Йыхви, Иллука, Мяэтагузе, Кохтла, Тойла, Майдла, Сонда, Сымеру и Раквере. Для участия в "Весеннем шторме" в Ида- и Ляэне-Вирумаа прибудут примерно четыре тысячи военнослужащих — кадровых военных, срочников, резервистов и членов Кайтселийта.

12 мая состоится этап учений, в ходе которого будет отрабатываться ведение уличных боев. Для этого определены окраины города Кохтла-Ярве. Военные уверяют население, что все действия согласованы с местным самоуправлением. Армия гарантирует безопасность жителей города и соблюдение порядка. Даже сформировано специальное подразделение, которое по окончанию учения в городе проведет уборку территории, где они проходили. При возникновении каких-либо вопросов следует обращаться по телефону 717 10 85 или по электронной почте kevadtorm@mil.ee

Командование и пресс-секретарь Северо-восточного оборонительного округа Марина Лощина пригласили журналистов и жителей Кохтла-Ярве понаблюдать за ходом учений.

Тиганик — о России и учениях

- Господин полковник, я понимаю, что ваше дело — не политикой заниматься, а шлифовать военные навыки солдат и офицеров. Но, тем не менее, когда на территории России, прилегающей к эстонской границе, проводятся военные учения, в Эстонии поднимается шум по поводу того, что Россия бряцает оружием вблизи эстонских границ. Вирумаа, между прочим, тоже прилегает к территории России. Волнует ли вас реакция России?

- Вы правильно подметили, что я не политик, я — военный человек. Я обязан обучить солдат. Как начальник штаба сухопутных войск, я обязан подготовить подразделения этого округа, чтобы, когда потребуется, они смогли бы качественно работать.

- За девять месяцев срочной службы разве возможно хорошо обучить солдат?

- Возможно, причем, очень хорошо обучить. А то, что вы говорили про реакцию России, все учения в приграничных зонах регламентированы законами и международными документами. Учения совершенно открыты.

- А будут ли наблюдатели от России?

- Мы не звали наблюдателей, это наши местные учения, и у нас не участвует столько много военнослужащих, когда присылают наблюдателей.

- Господин полковник, журналисты тоже не всегда в пиджаках ходили, и знают, что на отдельные этапы учений даются вводные, за выполнением которых следят офицеры, назначенные наблюдателями. Не могли бы сейчас поставить вводную на этап учений по отработке уличных боев на территории Кохтла-Ярве. Ну, например, "войска талибов зашли в Северный микрорайон со стороны Нарвы. Ваша задача…" и так далее?

- Талибов у нас нет. Мы готовим общие подразделения для ведения военных действий. И обязаны обучить солдат действиям в условиях, когда подразделение заходит в населенный пункт. И, если в населенном пункте имеются какие-то небольшие разведподразделения противника, то необходимо взять под контроль населенный пункт. Вот эту задачу и будем отрабатывать. "Ваша задача — взять под контроль часть города, чтобы подразделения, которые идут за вами, могли совершить марш и выполнить свою задачу". Примерно так будет звучать вводная. И не будет никакой лишней стрельбы холостыми, грохота взрывпакетов.

Девушка — это товарищ по службе

Солдат срочной службы Артем до того, как в январе пришел служить в эстонскую армию, не мог говорить на государственном языке. Сегодня он дает интервью эстонскому телевидению на эстонском языке. Артем говорит, что он добровольно попросился в армию, чтобы заговорить по-эстонски. Дома ему практически не с кем было общаться на госязыке.

- Ты — родом из Кохтла-Ярве, там твой дом. Ты не думаешь, что жители города, твоя семья могут принять "уличные бои" за желание государства запугать русских, показать, кто в доме хозяин?

- Да, вы что, это надо обладать больной фантазией, чтобы пришла такая мысль. Кого и зачем пугать? Наоборот, мы покажем родным, друзьям, чему научились в армии.

Другой солдат — Ярослав. Тоже из Ида-Вирумаа. 40-килограммовая амуниция на вид щуплого юношу не слишком тянет к земле. Говорит, что с такой ношей надо было совершить марш-бросок 60 километров за сутки. Его подразделение справилось с задачей за 12 часов.

Максим пришел на службу из Ору. Там тоже будет проходить учения: "А, чего, даже интересно, если друзья увидят, как мы научились воевать. И не надо никаких бредней про запугивание русских".

На вопрос о том, не обижают ли его эстонцы, Максим посмотрел на журналиста каким-то странным взглядом, взял за руку и повел в другой конец жилого помещения. В их комнате, которую язык не поворачивается назвать казармой, был отделен отсек, в котором стояли две кровати и имелись металлические шкафы.

"Кто нас будет обижать? Эстонская девушка, которая служит и живет здесь вместе с нами?" — спросил он у нашего корреспондента. "Она пошла в армию по желанию. Служит так же, как и мы. Заодно помогает лучше изучить эстонский язык".

На вопрос о том, как девушка может жить в одной комнате с солдатами-мужчинами, Максим ответил: "Это для вас она девушка, а для нас — солдат, товарищ по службе".

Затем журналистам показали работу подразделения зенитчиков ПВО. Вместе с представителями СМИ за этим действом наблюдали ученики русских гимназий Нарвы и Таллинна, у которых проходит специализация по направлению "Государственная оборона". В части для них организован лагерь.


Все снимки можно смотреть в альбоме Delfi.

Фото Евгения Капова.

Поделиться
Комментарии