В первой половине дня в зале заседаний городского собрания Ида-Вируская Инспекция окружающей среду представила промежуточный отчет о состоянии атмосферы в городе. Его слушали представители промышленных предприятий, руководители города.

Мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев так охарактеризовал прошедшее собрание.

- Нам доложили промежуточные результаты исследования состояния атмосферы в городе. Как я понимаю, исследование проводит какое-то учреждение, выигравшее конкурс. Исследование рассчитано на 2015 — 2016 годы. Хочется сразу же отметить, что в ходе сегодняшнего семинара руководитель Инспекции окружающей среды говорил о том, что есть концентрация отдельных вредных веществ, находящаяся в пределах нормы. Но, тем не менее, это всеми нами ощущается. Хоть концентрация этих веществ — в пределах нормы, с моей точки зрения, они все равно доставляют людям неудобство. И утверждение, что все в пределах нормы, не может служить оправданием.

- Господин мэр, пока вы сидите на совещании вместе с экологами, в городе стоит такая вонища, что это ”неудобством” назвать будет слишком ласково.

- Вот я об этом и говорю. Депутат парламента Валерий Корб засыпал их тут конкретными вопросами: какие, все-таки, предусматриваются мероприятия, чтобы снизить уровень этих запахов, и какие на это необходимы средства. Ответа у Инспекции пока нет.

- Скажите, пожалуйста, может быть, я что-то пропустил, там хоть один звук был про состояние здоровья населения в результате этих выбросов ”в допустимых нормах”, о том, как они влияют на здоровье людей, особенно, детей города?

- Нет, пока о здоровье людей речи не было.

Очень активно вел себя на этом совещании депутат Рийгикогу Валерий Корб. И немудрено: ведь он — член парламентской комиссии по охране окружающей среды..

- Господин Корб, что это было?

- Было очень полезное совещание. Сегодня идет большое исследование, которое завершится в августе следующего года. Ведется мониторинг, на основании которого будет сделан вывод об источниках загрязнения атмосферы. Следующий шаг должно сделать государство для уничтожения этих источников.

- Вопрос о необходимости конкретизировать источники загрязнения атмосферы ставился двадцать, пятнадцать, десять лет назад. И, что, до сих пор ищут? Им самим не смешно?

- Сегодня настало время, когда необходимо четко сказать: откуда происходит загрязнение атмосферы. Раньше, по всей вероятности, не было возможности так много и активно работать. То, что делают предприятия для охраны окружающей среды, это постоянный процесс. Я спрашивал, есть ли у Инспекции четкие, конкретные планы. Нам мало в городе одной станции, которая ведет мониторинг 24 часа в сутки. В сланцеперерабатывающем концерне есть такая установка, но она не подключена к общей системе моделирования выбросов вредных веществ в воздух. Говорят, оборудование устаревшее. Так надо четко сказать, сколько и для чего надо денег, чтобы реновировать систему контроля.

- Господин Корб. Уже полтора часа идет это совещание, и все это время на улице дико воняет. А они все тут заседают. Как это называется?

- Не думаю, что если сейчас они все начнут бегать по улице, ситуация изменится. Технология предприятий, работающих в Ярвеской части города, создана десятилетия назад. Недаром лет тридцать назад речь зашла о переселении людей в Таммику, Ахтме, а в Ярвеской части должна была быть промышленная зона.

- Однако вы как-то жаловались, что вонь из Кохтла-Ярве доходит до Ахтме.

- Да, но сегодня настало время, когда надо четко назвать источники этого всего.

- За эти полтора часа хоть один звук был по поводу влияния выбросов на здоровье людей?

- Нет, не говорили. Там встречаются специалисты, которые говорят о ситуации с вредными выбросами.

Жизнь рядом с ”вулканом”.

Во второй половине дня в Музее сланца, расположенном в Кукрузеской части Кохтла-Ярве, представитель Министерства окружающей среды Лийна Лайверик рассказала немногочисленным собравшимся жителям поселка о результатах исследования источника загрязнения атмосферы, коим является находящийся рядом террикон старой шахты Кукрузе. Специалист назвала террикон ”свалкой отходов с повышенной категорией опасности”. Он элементарно горит, извергая дым, содержащий вредные вещества. Им и дышат 600 жителей маленького, уютного поселка. Террикон находится на территории Кохтлаской волости, старейшина которой — Этти Кагаров также пришла на эту встречу.

- В горе остался сланец, и она горит. Люди жалуются на то, что невозможно открыть окна, чтобы проветрить жилье. Вторая проблема — грунтовые воды на глубине 10 метров: в них повышенное содержание фенолов. Министерство предложит ряд вариантов: перенести гору на другое место рядом; вывезти опасные отходы с горы. Опасность остается — возгорание может увеличиться.

- Скажите, госпожа старейшина волости: в этом исследовании идет речь только о технических вариантах, или есть что-то о влиянии проблемы на здоровье людей?

- Нет, о здоровье ничего нет.

Поделиться
Комментарии