Я — русский. И по натуре своей, и по паспорту. Пусть даже синему, но об этом там черным по белому написано. Душа моя русская, культура моя — там, родился я в Питере. Для въедливых историков — в Ленинграде. Кто в этом усомнится, пусть бросает в меня чем угодно. Но почему-то мне не хочется, чтобы Россия оттуда защищала мои права здесь!

Зачем? Что мы им такого сделали? Почему мы должны становиться разменной монетой чьих-то интрижек?

В первую очередь дело, пожалуй, в терминологии. Да, ООН и Совет Европы тоже указуют Эстонии на некоторое ущемление прав нацменьшинств. Да, это имеется, отрицать — глупо. Россия же педалирует исключительно "русский" вопрос. Которого, как выясняется, и нет вовсе.

Про свою русскость я уже сказал. И чего мне недостает? Я хожу в "свой" театр, смотрю "свое" телевидение, работаю на "своем" радио, пишу в "свою" газету, читаю "свои" книги… С какой это радости некий "свой" дядя решает, что мне плохо?

У нас постоянно путаются понятия "русский" и "российский". Помню, однажды после телепередачи, где я имел смелость сказать, что Эстонии второй государственный язык не нужен, потому что тогда первый вообще учить не будут, ко мне подошла широко известная в узких кругах Эся Шур и язвительно прошипела: "Нам таких соотечественников не нужно!" Так и мне таких, пардон, тоже!

Соотечественники! Как много в этом слове… непонятого большинством. Те, кого так называют в России, имеют российское же гражданство. Причем, это был их сознательный выбор. Что мешает получить гражданство Эстонии? Язык? Пожалуй, и все.

В Нью-Йорке, кстати, говорящих по-русски куда больше, чем здесь. И что? Кто-то говорит американцам, что они ущемляют права русскоязычных? Конечно, разговоры про то, что, дескать, там они эмигранты, а здесь коренное практически население, — аргумент сильный. Но почему-то ребенок, рождающийся в семье эмигрантов, идет учиться в русскую школу на Брайтоне, но поддерживает и контакты с американцами, знает английский и в итоге без проблем получает гражданство. А потомок эстонских русских в лучшем случае заучивает парочку местных идиоматических выражений и непрерывно жалуется на ущемление своих прав.

В конечном итоге уж лучше признать себя эмигрантом и начать жить по-человечески, чем ждать, как манны небесной, послания свыше в виде указивки на какое-то изменение статуса. Тем более, что в историческом аспекте все очень даже спорным оказаться может. В Америку, между прочим, первым вовсе не англоязычный Колумб приплыл. Да на испанских судах. И с чего же английский язык государственный?

Позиция российских граждан, живущих здесь, мне непонятна по определению. Чего вы требуете от этой страны? Если она и ваша, то лишь как место жительства. Это, повторюсь, ваш сознательный выбор. Не нравится пример про Америку? Ладно, в Германии российских граждан больше, чем в Эстонии. Что там говорят? Молчат? Правильно.

В своей речи президент Путин сравнил Эстонию с Македонией. Мол, там албанское меньшинство имеет пропорциональное представительство в парламенте. Почему же в Эстонии в Рийгикогу лишь пара русских фамилий, да и то не от русских партий? Да потому, уважаемый ВВП, что такова воля народа. Как бы примитивно-патетически это не звучало. Выборы были? Были. И что?

Хорошо, принимаю аргумент, что неграждане на парламентских выборах права голоса были лишены. А муниципальные баталии, где и серопаспортники могли бюллетень в урну бросить? Много ли русских прошло в местные советы? Нет. Значит, что-то еще упущено. Значит, не только русскость может стать проходным баллом.

Вообще же умиляет популистский ор дилетантов. Заметьте, что больше всех о ненадобности, например, войны в Чечне рассуждают те, кто там с застойных времен не был. Так и с Эстонией. С чего бы это бабуля в российской глухомани обращалась с экрана к президенту по поводу русских в Прибалтике? Просто надо было, чтоб такой вопрос прозвучал, это сейчас снова модно. Жириновский вопит, что Нарва и Юрьев — русские города. А прошел бы Владимир Вольфович по тартуским улочкам и понял бы, что "юрьевского" там намного меньше 50 процентов осталось.

Понятно, это — политика, там все сложно. Приехать и поспрошать самих русских — кому это надо? Тем более, что и не русский я, к примеру, для них. Приспособленцем, поди, обзовут. А зря! Просто мне нравится здесь жить. Я люблю эту землю не меньше той, на которой родился. Она мне отвечает почти что взаимностью. Так выходит, вся моя вина заключается в том, что я хочу жить здесь ХОРОШО?

Поделиться
Комментарии