Недешевый популизм
Избиратель в своей массе оказался, как бы это сказать помягче, существом попроще, нежели можно было предположить. Спросите, к примеру, у таллиннских пенсионеров, как они относятся к тому факту, что их пенсия, которая заметно растет из года в год, в нынешнем году, благодаря процветанию эстонской экономики, с 1 апреля "потяжелеет" не на 10%, как предполагалось изначально, а на все 15. Большинство воспринимают это не только как нечто самой собой разумеющееся, но еще и пожалуются, что это сущие крохи, которые, по их разумению, съедает жуткий рост цен.
Что занятно, многие из них даже не в курсе, что именно центристы при подписании коалиционного договора в 2005 году настояли на том, чтобы средняя пенсия, темпы роста которой предполагались несколько скромнее, с апреля 2006 года составила 3000 крон, а потом уж созданный правыми небывалый экономический рост превратил их в 3136. Но что твердо знают эти люди, и за что готовы чуть ли не в ножки поклониться лично Эдгару Сависаару — это ежегодное разовое вспомоществование столичным пенсионерам, которое с подачи центристов нынче составляет 700 крон. "Синица" весом в семь сотен оказались куда весомее и понятнее, нежели полторы тысячи годового прироста благодаря достижениям руководимой либералами экономики.
Министр обороны, реформист Юрген Лиги усвоил урок и придумал свою популистскую приманку к предстоящим парламентским выборам. Мишенью он выбрал молодежь, которая, как известно, традиционно симпатизирует нашим правым вообще и политическим "белкам" в частности.
Молодых, каждый второй из которых видит себя если не завтра, то послезавтра, по меньшей мере, весьма зажиточным, пятисоткой не проймешь. Из папиной тумбочки можно взять куда больше и не один раз в год. Поэтому Лиги родил, на мой взгляд, гениальную по убойной силе популистскую идею платить срочнослужащим минимальную зарплату. Это вместо нынешних 150 крон в месяц, это уже круто. И впечатлит такая перспектива не только пару-тройку тысяч призывников, что само по себе мелочь. Основная target group приманки — многие тысячи родителей и родственников тех юнцов, которым еще только предстоит служить в ближайшие годы.
Ясно, что идея Лиги не пройдет (даже если будет подана в качестве первого шага на пути создания профессиональной армии). Но она настолько ярка, что запомнится надолго. Да и повышение мизерного денежного довольствия срочнослужащим, хоть и не в полтора десятка раз, все равно будет. И народная память прочно свяжет эти деньги с именем Лиги и Партией реформ.
Все бы ничего, да только есть одна большая опасность. Заразительный успех популизма приведет к тому, что перед выборами им начнут заниматься все большее число партий и отдельных политиков. Благо хорошее состояние эстонской финансовой системы располагает сейчас к политической маниловщине. Но экономика может не выдержать, если все партии увлекутся чрезмерным популизмом. И тогда о достигнутых успехах придется забыть. И, быть может, надолго.