Но если многоэтажки советских времен приватизировались без особых проблем, то жильцам домов, возвращаемых владельцам согласно реституционной реформе собственности, повезло меньше. Еще недавно счастливые владельцы квартир в престижных районах Таллина, Тарту и Пярну, они стали вдруг "вынужденными арендаторами", каждую минуту ожидающими выселения.

О справедливости реституции можно спорить долго. Вынужденных арендаторов государство просто бросило на произвол судьбы. А среди владельцев возвращаемой недвижимости можно найти людей с самыми различными судьбами. Особенно интересна та группа, из-за которой сейчас ломают копья в Рийгикогу. Это переселенцы (в основном этнические немцы), уехавшие в Германию из Эстонии в 1941 году.

Теперь правые в парламенте (Союз Отечества, Res Publica и Партия реформ) настаивают на полном возвращении или компенсации их имущества, утверждая, что переселенцы на самом деле были беженцами, спасавшимися от коммунистических злодеев.

Интересная получается картинка. Эти переселенцы спасались от Сталина у Гитлера, потом многие из них вернулись в Эстонию с гитлеровской армией, когда началась немецкая оккупация, официально признаваемая таковой в Эстонии. И, тем не менее, записные патриоты (больше всего кричат о возвращении депутаты Союза Отечества) страстно требуют удовлетворить иски оккупантов о возвращении им имущества.

Кстати, насчет имущества. Переселенцы 1941 года уезжали из Эстонии в соответствии с комплексом договоренностей, известных как "пакт Молотова-Риббентропа". Согласно договоренности между Москвой и Берлином, вся оставленная переселенцами недвижимость национализировалась и становилась собственностью СССР, за которую последний обязался выплатить Германии (не переселенцам!) компенсацию.

В ходе бурной дискуссии в парламенте прозвучали прямые обвинения в адрес Союза Отечества и Res Publica. Их обвинили в том, что они хотят протолкнуть возвращение лакомых кусочков недвижимости (а это миллиарды крон) в обмен на материальную поддержку из фондов немецких христианских демократов.

Я далек от того, чтобы прямо связывать приглашение господина Лаара в состав совета скандинавского Swedbank, имеющего тесные связи с немецкими деловыми кругами, с его желанием передать дома переселенцам. Равно как и навязчивое стремление некоторых зарубежных кругов выдать того же Лаара за выдающегося экономиста современности — при том, что именно при его непосредственном участии иностранцам распродавались стратегически важные для Эстонии экономические объекты. И все же — почему национал-радикальная "пятая колонна" воспылала такой любовью к оккупантам, и готова пожертвовать ради удовлетворения их требований интересами жителей Эстонии? Только потому, что эти оккупанты — немцы, а не русские? Сомневаюсь.

Вопросов много, и, пожалуй, их количество можно уменьшить только одним способом — сделав более прозрачными вопросы, связанные с финансированием партий. В США существует вызывающая недоумение многих европейцев, но зато четко определенная система лоббирования. Если ты просто дал деньги своему конгрессмену для проталкивания какого-то законопроекта — то это взятка. Но если за тот же закон ты финансируешь его избирательную кампанию — то это вполне законно. Законная "покупка" депутата по-американски уменьшила бы литраж крокодиловых слез, проливаемых по поводу бедных немецких переселенцев, которые никак не получат свое имущество из-за сопротивления зажравшихся эстоноземельцев. Все стало бы гораздо понятнее и, по большому счету, — честнее.

Поделиться
Комментарии