Между тем журналисты небезосновательно обратили внимание на то, что в 2005 году народные избранники внесли гораздо меньше изменений в законодательство, нежели в 2004-м. Эне Эргма считает это вполне естественным, так как в мае 2004 года Эстония официально вступила в Евросоюз, и в связи с этим парламент спешно менял не соответствующие евронормам эстонские законы. А теперь, мол, все в порядке — не надо так спешить.

На самом деле все обстоит несколько иначе. Ситуация с эстонским законодательством весьма далека от идиллии и требует срочного исправления. Об этом в недавнем интервью "Молодежке" говорил один из известных евроскептиков (сам он себя предпочитает называть еврореалистом) профессор Ивар Райг. В отличие от тех маргинальных евроскептиков, которые все больше кричат об утрате независимости Эстонии в ЕС и о прочих патриотических ценностях, Райг подходит к проблеме гораздо более конкретно. Он указывает на крайне опасную ситуацию, когда законодательная база эстонского государства все более не отвечает нормам Евросоюза. И это — начиная с Конституции ЭР.

С течением времени Основной закон Эстонии все больше превращается в странный музейный экспонат, который не отражает реального положения вещей. Государственная граница в нем определена проходящей в одном месте, на самом деле она проходит совсем по-другому, в чем может наглядно убедиться всякий выезжающий в Россию. Согласно Конституции, исключительное право на эмиссию денег в Эстонии имеет Банк Эстонии, однако политики дружно заявляют, что в ближайшее время мы передадим это право Европейскому Банку. Но никаких изменений в Основной закон опять-таки не вносится.

С другими законами, а тем более подзаконными актами, ситуация еще более плачевная. Буквально на днях, 23 января, вступает в силу директива Еврокомиссии, согласно которой лица, не имеющие эстонского гражданства, но законно проживающие на территории Эстонии не менее 5 лет, должны иметь право на свободное безвизовое передвижение по всей территории Евросоюза. Не говоря уже о том, что все эти лица имеют право на постоянный, а не временный вид на жительство, и на статус постоянных жителей Евросоюза.

Директива была принята еще в ноябре 2003 года, но для ее практической реализации в Эстонии не сделано ровным счетом ничего. Это вполне объяснимо, потому что до сих пор мало кто из политиков решается разгребать законодательные завалы, созданные в основном при двух радикально-националистических правительствах Марта Лаара, и трогать за вымя "священных коров" — законы о гражданстве и об иностранцах. А именно в них необходимо внести "евроизменения".

Можно, конечно, просто игнорировать евродирективы. Занять позицию правительства Партса по сахару: мол, само рассосется. Чем это закончилось для Эстонии, всем теперь хорошо известно. Впрочем, для виновных в игнорировании "сахарной директивы" политиков это не кончилось ничем особенно плохим — они теперь в оппозиции, критикуют правительство, и как бы ни за что не в ответе. Заплатит за все, в конечном счете, налогоплательщик.

В случае с упомянутой евродирективой об иностранцах в странах ЕС многое будет зависеть и от активности самих этих людей. В принципе, сразу после 23 января они могут требовать реализации своих законных прав как постоянных жителей Евросоюза, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до массовых исков в Европейском суде.

В канун Нового года политики и чиновники заливались соловьями, описывая успехи в 2005 году. Год, действительно, был для страны удачный, особенно в экономической сфере. Но ворох проблем, связанных с "замороженным законодательством", остался, и глубокое удовлетворение, испытываемое госпожой Эргма по поводу работы законодательных органов, выглядит по меньшей мере странным.

Поделиться
Комментарии