В первую очередь, по словам Тоом, потому, что тактическая победа Путина на Генассамблее ООН может, как они опасаются, стать для России своего рода входным билетом для возвращения в клуб рукопожатных западных стран. Что значительно снизит результат усилий, предпринимавшихся в течение последнего года: один только Европарламент принял за это время дюжину антироссийских резолюций, а тут Россия внезапно становится одним из главных игроков и украинский вопрос перестает быть центральным в повестке дня. Что, в принципе, логично, ведь Европа, оказавшаяся перед лицом кризиса беженцев, напугана, и в первую очередь озабочена ситуацией на Ближнем Востоке.

”То есть, Европа села в лужу? И без России вам не выбраться?” — саркастически поинтересовался ведущий передачи Петр Толстой. ”Отчего же только Европа, Соединенные Штаты в каком-то смысле оказались в той же луже”, — среагировала Тоом. В Европе, считает она, все понимают, что ближневосточный кризис — во многом результат внешней политики США и ЕС, однако с последствиями в лице волны беженцев Старый свет вынужден справляться в одиночку — нельзя же в самом деле считать адекватным вкладом в решение проблемы обещание Штатов принять десять тысяч сирийских беженцев, отметила евродепутат.

А существует ли вообще независимая внешняя политика Эстонии? Отвечая на этот вопрос ведущего, Тоом признала, что до сих пор наша страна уверенно двигалась в кильватере американской внешней политики. Скорее всего, считает она, так будет и впредь, а это значит, политической элите Эстонии придется примириться и с ролью в России в решении конфликта. По мнению Тоом, говорить о дальнейшей судьбе сирийского лидера пока преждевременно: возможно, он останется, возможно, будет постепенно выведен из игры, однако сегодня этот вопрос ушел на второй план.

Комментируя разгоревшийся в студии спор о сторонах сирийского конфликта, и, в частности, Башаре Асаде, Тоом сказала, что в ситуации, когда в стране есть только две серьезные силы — Асад и ИГИЛ, — ЕС потерял массу времени в ожидании третьего, также весомого, но более приемлемого для Запада игрока. ”При этом совершенно непонятно, в результате какого чуда должен был бы появиться и созреть этот ”третий”. В результате мы имеем российский фактор. А Россия, как мы знаем, поддерживает Асада, и это, на мой взгляд, правильно” — сказала она.

”Да, я готова пожать Асаду руку, — сказала Тоом в ответ на негодующую реплику украинского политолога Вячеслава Ковтуна, — потому что даже если согласиться, что мы имеем ситуацию двух зол, выбора в данном случае нет: с ИГИЛ не сопоставимо ничто”.

Поделиться
Комментарии