Дом типа общежития в Пыхья-Таллинне. Грязные стены коридора исписаны матерными словами, рядом нарисован конопляный лист. Навстречу идут дети, чуть младше десяти лет, они здесь родились и прожили всю свою короткую жизнь, пишет Eesti Päevaleht.

"Иногда я возвращаюсь из школы и боюсь пойти в коридор", - говорит один из них. "Особенно по вечерам", - говорит второй. Они описывают людей и события, которые они видели. В их рассказах нет ничего красивого, и им это не нравится.

В Таллинне до сих пор существует почти 30 домов типа общежития, где проживают целые большие семьи в маленьких комнатах. Многие из этих комнат приватизированы и их снимают. Десять таких общежитий - в собственности города. В одной только части города Пыхья-Таллинн в таких условиях проживает почти 2500 человек. Почти половина из них - дети.

Таких скудных жилых площадей таким образом по-прежнему очень много, и они привлекают к себе всяческие социальные проблемы, являясь в свою очередь почвой для передачи этих проблем из поколения в поколение.

Журналистка газеты описывает несколько таких домов и семей. В частности проживающую на площади в 11 квадратных метров семью из матери, ее 18-летнего сына и 13-летней дочери. "Я эту комнату получила, когда мне было 18, и я вышла из детдома, - рассказывает мать двоих детей Елена. - У меня никого не было, ни одного родственника, ни одного взрослого, который бы за меня постоял или помог организовать что-то получше".

Сын уже раз оказывался в плохой компании, в которой употребляли наркотики, благодаря добрым людям, которые предложили сыну другую деятельности и мотивировали его продолжить учебу, молодой человек выбрался из компании. Теперь учится в профтехучилище. 13-летняя дочь Елены сейчас находится в закрытом учреждении для детей на лечении в связи с алкогольной зависимостью. Так как Елена работала вязальщицей на Балтийской мануфактуре, в последние годы ей приходится делать, что попадется, в основном подрабатывает уборщицей, в данный момент она безработная.

Эту маленькую комнатку Елена несколько лет назад купила, но потом у нее возникли долги и ей пришлось отказаться от жилплощади, ее купил сосед, которому она теперь платит за аренду. От города Елена получает пособие по бедности - 213 евро в месяц на трех человек. Для того чтобы вернуть долги, несколько лет назад ей пришлось брать экспресс-кредиты, и теперь возвращать их ей уже не по силам: долги у Елены такие большие, что она уже не может назвать конкретную сумму, ее банковские счета были арестованы.


"Я хочу, чтобы дети не чувствовали эти повседневные бытовые проблемы. Очень нужны центры, поддерживающие детей, где они могли бы находиться после школы, где они бы получали все элементарное, необходимое для жизни, чтобы нормально ходить в школу, жить и учиться", - говорит Елена.

Как говорят социальные работники, занимающиеся такими семьями, самым важным было бы из этой среды спасать маленьких детей, предлагая им то, что нужно для жизни: безопасную среду для жизни и учебы, а также питание.

Однако до сих пор не было создано ни одного такого учреждения, в которое можно было бы отправить таких детей. Очень нужны были бы дома для школьников и молодежи, в которые дети могли бы пойти после школы, где могли бы в спокойной атмосфере делать домашнюю работу и есть досыта. Для некоторых детей также нужны помещения, где они могли бы ночевать в середине учебной недели, а на выходных отправляться домой.

Специалисты подчеркивают, что важно такую помощь детям организовывать гибко. Сотрудничество с семьями должно быть основано на доверии. Если нынешним детям уже сегодня не предложат реальную помощь, то для одного поколения уже будет слишком поздно.

Поделиться
Комментарии