"В Таллинне на окраине одного из спальных районов можно увидеть сваленные грудой ветви. Внимательный человек заметит тропинку, ведущую от остановки к куче веток. Если пройти по дорожке, то за ветвями открывается неожиданная картина: на расчищенной площадке, которую со стороны улицы загораживает куча ветвей, находится кострище с плитой, шкаф с посудой… На одном краю площадки стоит обернутый зеленым полиэтиленом ящик, два метра в длину и метр в высоту. Делаю вывод, что, скорее всего, здесь люди хранят свои вещи.

Между деревьями натянута бельевая веревка, на которой висит замерзшая одежда. Градусник на зеленом ящике показывает -20. Время 9:30.

Лачуга, из одного угла которой торчит печная труба, построена из подручных материалов. Рядом стоит пластиковая ель. Утоптанный снег указывает на то, что недавно здесь были люди. Чисто. Висят какие-то инструменты. Фотографирую разные предметы на площадке, но чувствую, что за мною кто-то наблюдает. И тут замечают, что один из краев зеленого ящика открыт, оттуда на меня смотрит пожилой мужчина.

”Здравствуйте, вы здесь живете?”, — спрашиваю. Ящик, как выясняется, служащий домом, открывается, внутри сидит мужчина с усами лет 50-60. ”Да, мы живем здесь с женой”, — отвечает он, указывая за спину. Груда одеял действительно указывает на то, что там кто-то спит. ”Не холодно?”. ”Нет, человек же ко всему привыкает”.

”Долго ли вы тут живете?”. ”В сентябре будет четыре года. Земля принадлежит одному человеку, он разрешил нам тут жить. Следим тут за всем, прибираем, если надо. Еду в городе покупаем”, — рассказывает мужчина.

”Здесь в лачуге, — указывает он на ”дом” с трубой, — с нами живет мужчина такого же возраста, как я, инвалид. У него ноги больные, трудно двигаться. Ему тоже помогаем”.

”Как вы тут живете?”. ”Утром глаза открыли, зажгли огонь, собрали дрова. Потом топим воду из снега, чтобы заварить чай, — и идем в город искать еду. Туалет сами тут построили”.

Мужчина сказал, что на работу они не ходят. 15 лет бездомной жизни приучили их выживать. ”А если вам кто-то сейчас предложит квартиру, согласитесь?”, — спрашиваю у него.

”Неет, нет. Мы так привыкли. Здесь природа, тишина, покой. Весной и летом здесь же красиво. Не хочется снова быть среди людей. Мы справляемся, но скоро здесь начнется стройка, придется искать новое жилье”.

Имя он назвать не пожелал, фотографироваться тоже, а то начнут приходить, — пусть все остается, как есть”.

Поделиться
Комментарии