В Валга я приехала в пятницу вечером, одетая в обычную офисную одежду — и сразу же была подхвачена водоворотом событий: меня отвели на поле боя, показали, где будет происходить представление. Чуть позже батальон Красной армии направился в лагерь, разбитый на окраине города. На контрольном пункте мне выписали пропуск, выдали огромный бесформенный маскхалат и объяснили некоторые правила внутреннего распорядка.

Лагери Красной и немецкой армии располагались на одной территории, отделенные друг от друга колючей проволокой. Ребята, участвующие в Днях военной истории со стороны русских и со стороны немцев — хорошие друзья и знакомые. Никакой неприязни, а тем более вражды, между ними нет — они увлечены одним и тем же делом: воссоздают историю, отыгрывают свой спектакль военных действий и коллекционируют антикварные предметы.

Условия жизни в лагере поначалу сильно шокировали меня: армейская палатка оказалась без дна, спать предстояло практически на земле, в спальном мешке. На территории лагеря надлежало постоянно носить форму, современная гражданская одежда под запретом. И если вечером в форме было тепло и уютно, то утром и днем — невыносимо жарко.

Утро в лагере

Утро субботы началось в 7 часов с команды "Подъем" и громкой музыки сороковых годов. В 7.30 батальону уже нужно было отправиться на завтрак — в полевую кухню, расположенную чуть поодаль от лагеря. Полчаса отводилось на наведение марафета, гигиенические процедуры.

Еда в полевой кухне оказалась очень вкусной: на завтрак подавали овсянку с вареньем, бутерброды с колбасой и удивительно хороший кофе. Завтракали военные из лагеря РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) и немецкого лагеря вместе. 

После завтрака нам предстояло на военном грузовике поехать на ярмарку. Залезть в кузов самостоятельно мне не удалось, но помогли боевые товарищи. Внутри оказалось достаточно много места: некоторые ехали сидя, другим пришлось стоять.

На ярмарку съехалось множество продавцов антиквариата, привезших на продажу военную форму, украшения, посуду и игрушки. Особым вниманием реконструкторов пользовались значки, ордена и медали. Кроме того, на ярмарке была выставлена антикварная военная техника, состоялся показ мод 40-х годов. Наибольшее впечатление на меня произвел огромный пограничный вертолет российского производства, который стоял прямо посреди ярмарочной площадки. 

Песни под проливным дождем

После обеда началась подготовка к параду: ребята чистили одежду, надевали военную форму, получали оружие и репетировали песни. Все радовались хорошей погоде: говорят, в прошлые годы фестиваль прошел под постоянно моросящим дождем.

На парад я поехала вместе с реконструкторами в открытом кузове военного грузовика времен Второй мировой. До стартовой позиции мы ехали быстро, машину постоянно подбрасывало на ухабах, пилотку приходилось придерживать рукой, чтобы не сорвало ветром.  Ребят, которым предстояло идти строем на параде, до места довезли на грузовиках. 

И вот — началось! Строй запел "Катюшу", сидящие в кузове бодро подхватили — и колонна медленно двинулась вперед. На улицы вышло множество людей: для жителей города такие парады не в новинку, а приезжие были действительно удивлены. Колонне Красной армии аплодировали, подпевали и махали руками. Водитель нашей машины время от времени выкрикивал: "Elagu Eesti laskurkorpus!", а мы отвечали ему троекратным "Ура!". Как мне объяснили, жителям Валга — преимущественно эстонцам — очень приятно, когда бойцы Красной армии показывают свое уважение к эстонским солдатам, воевавшим в рядах стрелкового корпуса и 11 стрелковой дивизии, носившей почетное имя "Валгинская".

Мы проехали почти по всему маршруту парада, когда колонна встала: впереди полицейские пытались остановить движение машин, чтобы пропустить нас дальше. Водитель даже заглушил двигатель, мы терпеливо ждали, когда же нас пропустят, а с неба тем временем стал накрапывать мелкий дождик, которому мы, уставшие от жары, были только рады. Однако радость наша длилась не долго — мелкий дождик внезапно перешел в сильнейший ливень! У одного из товарищей оказалась плащ-палатка, которую мы натянули над головами женщин и детей, однако это не сильно помогло: воды было настолько много, что она быстро накапливалась на плаще и через многочисленные дырочки тугими струями заливалась вовнутрь. Кроме того, сидевших по краям периодически окатывало водой, которую сливали с плаща. 

А тем временем, ребята, шедшие строем, стояли проливным дождем и пели "Катюшу"! Зрители восторженно подпевали, скрываясь под полиэтиленовыми дождевиками и зонтиками — некоторые даже пытались укрыть бойцов и военных корреспондентов.

Двинулись мы только после того, как дождь закончился. Насквозь вымокшие — не помогла даже плащ-палатка — мы вернулись в лагерь, где нам предстояло спешно высушиться и отправиться на поле боя. В лагере тут же развели костры, поставили греться чайники и котелки с водой. Внутри палаток оказалось совершенно сухо — вещи остались целы.

Подготовка к бою

Все участники боя в обязательном порядке должны быть ознакомлены с техникой безопасности. Несмотря на то, что в реконструкции не используется настоящее боевое оружие, опасность получить травму все-таки существует. Мне тоже зачитали правила техники безопасности, которые заключались в том, что по полю боя можно бегать только пригнувшись; когда кто-то кричит: "Лежать!", нужно сразу лечь или пригнуться; выбегать на передовую до того, как там не окажутся наши бойцы, строжайше запрещено, да и вообще мне посоветовали перебегать с места на место только в компании опытных товарищей.

На вопрос о том, можно ли мне находиться на поле боя без каски, мне привели несколько примеров, когда участники оставались живыми только благодаря защите, однако сказали, что под свою ответственность можно бегать и с непокрытой головой. Разумеется, я стушевалась и попросила выдать мне каску, которая оказалась ужасающе тяжелой и очень жала голову, но безопасность превыше всего.

Красная армия победила!

На поле боя мы пошли колонной по два человека. На этот раз я решила не пренебрегать возможностью пройти строем с товарищами — хотелось получить максимально полное представление о том, как живется реконструкторам. Идти в ногу оказалось не так просто, как я думала: шаг постоянно сбивался, время от времени приходилось перепрыгивать через лужи — ребята были обуты в кирзачи, которым не страшна вода, а на мне были черные кроссовки.

Публика уже ожидала нас, стоя за красной лентой ограждения. Ребята-бойцы заняли свои позиции и замерли в ожидании команды. Пауза длилась минут десять, во время которой реконструкторы курили, рассказывали анекдоты и обсуждали предстоящее сражение. В тылу, где собрались медсестры, дети, ветераны и фотокорреспонденты, рассказывали о том, что на поле боя будет очень много выстрелов, а потому рекомендуется заткнуть уши берушами или ватой и постоянно держать рот приоткрытым.

Бой начался с мощного взрыва, следом за которым Красная армия пошла в атаку. Со стороны бой выглядел очень ярко: военные постоянно шли в наступление, отражали атаки, перебегали с места на место, медсестры вытаскивали "раненых" с поля боя на плащ-палатках, имитировали операции и делали "уколы", фотокорреспонденты перебегали из окопа в окоп, стараясь сделать лучшие кадры, а особо опытные и отважные военкоры носились по передовой! Сорокаминутный бой закончился победой Красной армии!

К сожалению, не обошлось без накладок, которые не были заметны зрителю, но изрядно потрепали нервы участникам и организаторам. Самой серьезной проблемой стало то, что самолет, который должен был пролететь над полем, "разбомбить" немцев и скинуть листовки с призывом сдаваться, потерял связь с координатором и не мог вылететь. Никто уже не ждал появления бомбардировщика, и ребята пошли в наступление по территории, на которой был заложен заряд. Благо, по каким-то причинам заряд не сработал и никто не пострадал. Сокрушались реконструкторы по поводу того, что самолет все-таки появился, но только скинул листовки, лишив зрителей важной части представления.

После построения мы отправились обратно в лагерь, где состоялась торжественная часть — награждение лучших бойцов и руководителей клубов военной реконструкции. Затем на военно-полевой сцене начался концерт, в палатке накрыли столы для фуршета, в нескольких местах развели большие костры, колючую проволоку между немецким и лагерем РККА сняли.

Многие участники приезжают на реконструкцию именно ради таких вечеров, когда можно встретиться со старыми друзьями, обсудить общие интересы, обменяться новостями, да и просто спеть под гитару, потанцевать и приятно провести время.

Поделиться
Комментарии