На вопросы корреспондента "МК Эстонии" Светланы Крищюнас ответил один из инициаторов программы психолог Дмитрий Листопад.

- Изменился ли их спектр психологических проблем или просто выросло число лиц, нуждающихся в психологической помощи на русском языке?

- Определенные изменения есть. C одной стороны, больше людей стало задумываться, не пойти ли к психологу, с другой — многие сомневаются: у меня нет денег, нет работы, зато есть долги, а жена пилит, только чем мне психолог поможет? В этом плане прорыва нет. Думаю, изменились другие показатели. Люди стали больше пить, замыкаться в себе, совершать больше немотивированных поступков, вызванных чувством безысходности. Ответом на такую ситуацию бывает злость, гнев, направленный либо на внешние раздражители, и тогда — ругань, драки, либо раздражение на самого себя. Тогда человек заболевает. Это ведет к так называемому саморазрушающему поведению. Это коcвенный показатель ухудшения ситуации. Думаю, многие из аварий, травм и бытовых ссор — показатель такой ситуации. Вплоть до крайнего проявления — попыток суицида.

- К психологу всегда чаще шли женщины и преимущественно по семейным проблемам. Здесь изменений не произошло?

- Соотношение женщин и мужчин среди наших клиентов 85 к 15. Основные проблемы — отношения между супругами и по линии "родители-дети" — из разряда вечных. И хотя женская инициатива здесь по-прежнему существенно перевешивает, в последние год-два наметилась такая тенденция — мужской интерес к решению семейных проблем растет. Во всяком случае, в моей практике. Все чаще первым к психологу приходит глава семьи, чтобы разобраться, почему жена недовольна, если он обеспечивает семью всем необходимым. То есть мужчины начинают осознавать, что не все в семейной жизни определяет материальная сторона, надо учиться выстраивать отношения.

- Насколько часто психолог может оказать человеку реальную помощь?

- В процентах вычислить сложно. Когда люди реально мотивированы, чтобы получить помощь, то процент доходит до 80, а если супруг говорит: "Ладно, я пойду, чтобы он тебе сказал, что ты дура!", помощи можно ждать процентов на 30. То есть эффективность работы психолога во многом зависит от желания самого клиента что-то поменять в своей жизни. Последний должен понимать, что это предстоит сделать ему самому. У обывателя же два полярных заблуждения. Первое: психолог занят пустой говорильней, а мы жили без психологов, воспитывали детей, и все было хорошо. И второе: психолог скажет какие-то волшебные слова или даст волшебную таблетку, и все у меня изменится. А истина посередине…

- Ваша программа поддержки русскоязычных — благотворительная акция? В наше время явление необычное…

- Идея возникла у ряда психологов в процессе обсуждения того, что можно сделать в условиях экономического кризиса. Мы решили, что каждый на своем рабочем месте может вести часть приема бескорыстно. Для этого потенциальному клиенту надо позвонить диспетчеру и зарегистрироваться к конкретному специалисту. В столице есть и другие возможности получения бесплатной психологической помощи, но там большая часть приема ведется на эстонском языке. У нас же все рассчитано на тех, кто говорит по-русски.

Одновременно мы хотели повысить качество психологической помощи. Ведь не cекрет, что многие называют себя психологами, дают объявления и ведут прием. А что происходит за закрытыми дверями — неизвестно. Мы же организовали работу так, чтобы все приемы регистрировались и потом разбирались на институте супервизии, то есть коллеги-специалисты устраивали бы "разбор полетов".Это своего рода система обучения и повышения культуры психологической помощи.

Кроме того, есть договоренность с Центром русской культуры о проведении в рамках этой же программы лекций для всех желающих получить помощь на русском языке. О том, как пережить экономический кризис, как бороться со стрессом, как искать общий язык с подростками, о психологических проблемах зависимого поведения и т.д. У истоков программы стояли такие известные психологи, как Ольга Васильева, Ирина Нелисова, Наталья Ямпольская, Оксана Пеэтсалу, Татьяна Листопад, Валерий Тимофеев и многие другие. Неоценимую помощь в разработке сайта психологической помощи rupsy.ee и в дальнейшей работе оказали Татьяна Романова и Роман Крылов.

Поделиться
Комментарии