"Что касается Конвенции о киберпреступности, это, к сожалению, довольно несовершенный инструмент", — сказал дипломат, комментируя слова заведующего отделом политического планирования Министерства обороны Эстонии Йонатана Всевиова (Jonatan Vseviov), что "все страны, которые хотят сотрудничать в сфере борьбы с киберпреступностью, для начала должны присоединиться к Конвенции Совета Европы о киберпреступности, но Россия, к сожалению, этого не сделала".

"Главным препятствием для нашего присоединения к Конвенции, о чем мы уже неоднократно говорили, являются положения статьи 32-b, дающие иностранным спецслужбам право доступа к частным компьютерам на территории чужих государств без получения соответствующих разрешений от компетентных органов. По нашему мнению, эти положения могут нанести ущерб суверенитету и национальной безопасности государств — участников Конвенции, правам и законным интересам их граждан и юридических лиц, в том числе и правам человека, таким, как право на частную жизнь. Мы не одиноки в своих опасениях. Достаточно сказать, что статья 32-b уже давно фигурирует в качестве больной темы как на европейских форумах, посвященных киберпреступности, так и в кругу участников Конвенции. Строгой критике подвергает эти положения Конвенции генсекретарь Международного союза электросвязи Хамадун Туре", — отметил постпред РФ при Совете Европы.

"Помимо этого, Конвенция просто-напросто устарела и требует модернизации. Ее механизмы, терминологический аппарат не полностью отвечают требованиям современности. Наконец, красноречив тот факт, что за девять лет, прошедших с момента принятия Конвенции, ее ратифицировали только 29 государств — членов Совета Европы из 47, и только одно неевропейское государство — США", — пояснил Александр Алексеев.

По его словам, "участие в Конвенции вовсе не является обязательным условием международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью. Россия активно ведет такое сотрудничество на двусторонней основе со многими государствами мира, в том числе и странами — членами Совета Европы, и это сотрудничество приносит существенные плоды. В ООН мы выступаем за создание универсальной конвенции по борьбе с киберпреступностью. В таком важном деле документы, не получившие всеобщего признания даже на региональном уровне, не говоря уже о глобальном, не должны препятствовать прогрессу, разработке более эффективных и менее противоречивых средств противодействия преступлениям в киберпространстве".

Говоря о массированных кибератаках, которым Эстония подверглась весной 2007 года, и подозрениях, что за этими действиями могла стоять российская сторона, дипломат сказал: "начну с того, что эстонские власти давно и неоднократно признали отсутствие каких-либо доказательств причастности России или россиян к этим атакам".

"Современные технологии позволяют осуществлять подобные атаки даже без ведома владельцев компьютеров, с которых они ведутся, а атака на Эстонию, насколько можно судить, производилась со множества компьютеров из самых разных стран. Мы осознаем опасность этого нового вида преступлений, продукта эпохи всеобщей информатизации. Для России противодействие киберпреступности и в особенности кибертерроризму является одним из приоритетов внешней политики. В феврале этого года Россия выступила в ООН с инициативой о разработке универсальной конвенции по борьбе с киберпреступностью. Потребность в таком инструменте, который позволил бы объединить усилия всего мира на единой правовой основе, давно назрела. Только не надо идти на поводу у политической конъюнктуры и искать "происки врагов" там, где есть лишь общая для всех нас проблема, с которой надо бороться вместе", — подвел итог Постоянный представитель РФ при Совете Европы Александр Алексеев.

Постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин в прошлом году в интервью агентству BNS на тему кибербезопасности заявил, что "если Эстония действительно озабочена безопасностью своих киберсистем, она должна была бы инициировать международное сотрудничество с привлечением в том числе представителей РФ. Только в этом случае усилия Эстонии были бы эффективными". На это Йонатан Всевиов сказал BNS в числе прочего, что "все страны, которые хотят сотрудничать в сфере борьбы с киберпреступностью, для начала должны присоединиться к конвенции Совета Европы о киберпреступности, но Россия, к сожалению, этого не сделала".

Поделиться
Комментарии