Начинающаяся в среду забастовка учителей в нынешнем виде обречена на провал, и понимание этого накладывает свой отпечаток. Многие знакомые педагоги, с которыми я говорил, на самом деле не видят смысла в том, чтобы отменят уроки, если все равно надежды достичь такого же результата, какого добились в 2007 году врачи и медсестры, нет.

Напомню: и они угрожали забастовкой (не срочной, а забастовкой пока-не-удовлетворят-требования) тогда, когда госбюджет был уже составлен. Результаты достигнутых тогда переговоров государство смогло задним числом внести в бюджет.

В то время это удалось сделать за счет скопившегося в Больничной кассе резерва. Но в секторе образования такой кассы страхования нет, министерство же не копит резерв, так что ситуация иная.

В январе председатель финансовой комиссии Рийгикогу Свен Сестер сказал, что зарплаты учителей должны вырасти за счет средств, которые освободятся в результате реорганизации школьной сети. Сколько евро сэкономит на этом государство, сейчас никто не знает, поскольку довольно неясно пока, сколько останется гимназий. По сути это все же означает сокращения: если учеников меньше, то нужно и меньше учителей. Этот же вопрос на прошлой неделе в газете Eesti Ekspress поставила и аналитик центра Praxis Лаура Кирсс: готовы ли учителя во имя повышения зарплат к сокращениям?

Но даст ли это 37 миллионов евро, из-за которых учителя сейчас бастуют? Так или иначе деньги на зарплаты даются не по количеству учителей, а по количеству учеников и соответствующих часов. Сейчас в общеобразовательных школах работает 14 263 учителя, тогда как мест примерно 12 000. Это означает, что учителя так или иначе получают меньше, чем предусмотрено нормой.

Оригинал публикации в газете Eesti Päevaleht.

Поделиться
Комментарии