Что показывает субботний результат голосования — ваша победа? По сути совет Центристской партии сказал "нет" своему председателю.

Самое простое объяснение, что Эдгар никогда не воспринимал всерьез президентскую кампанию, и если посмотреть его субботнюю речь, то большого интереса к этой должности у него нет. Скорее была формулировка, мол кто же еще. У меня создалось впечатление, что был кандидат, который сделал серьезную кампанию, и был кандидат, который сказал, что он председатель и следовательно партия ему доверяет.

Действительно, в партии раньше не было такой ситуации, когда председателя партии — будь у него энтузиазм или нет — не избирают. В своей речи Сависаар задал вопрос, являетесь ли вы главой государства масштаба Леннарта Мери или для вас это пиар-проект. Насколько серьезны ваши амбиции стать президентом? Или ваши амбиции — привлечь внимание к партии?

Безусловно, здесь две темы вместе. Одна — президентская кампания в более широком смысле, и вторая — внутрипартийная борьба за власть. Если мы говорим о победе, то партия сделала свой выбор. А будущее в более широком смысле? Если Партия реформ в течение следующей пары недель продолжит говорить, что у них три-четыре-пять очень хороших кандидатов, то кампания пойдет в коллегию выборщиков. Тогда и структура кампании будет другой. Возможности в коллегии выборщиков есть у всех, потому что результат голосования непредсказуем. Там так много других факторов, начиная с административной реформы до того, о ком в тот момент случайно договорятся.

В течение этих двух месяцев, что я была в кампании, у меня ни разу не возникло впечатления, чтобы кто-то сказал, что один или другой кандидат не подходит, потому что он не как Леннарт Мери. Ждут участия во внутриполитическом обсуждении, выдвижения тем.

Считаете ли вы возможным, что Сависаара снова выдвинут кандидатом в коллегии выборщиков?

Точно не от Центристской партии. Решение партии окончательное.

Но, может быть, его могут поддержать представители какой-либо другой партии, которые считают, что это было бы полезно.

Сависаар известен неумением проигрывать. Почему он рискнул выступить кандидатом? У него было неадекватное представление о своих возможностях?

Почему он выступил? Он верил, что победит. По-крупному и с большим перевесом.

Председатель партии не выступил бы на совете, если бы ему не дали этой уверенности. Теперь вопрос, кто дал ему эту уверенность и на основании чего. Может быть, у него не было достаточного представления о том, насколько сильно изменилась внутрипартийная дискуссия в последние полгода.

То есть он был очень плохо информирован?

У каждого председателя партии есть свои кулуары. Помимо этого, своя роль была и у генерального секретаря. Но это был все-таки его выбор. Может быть, внутрипартийные изменения были для него слишком быстрыми.

Что сказал вам Сависаар после объявления вашей победы?

Сказал две фразы: "Стань хорошим президентом" и "Назначь премьер-министром меня".

Яанус Карилайд сказал в субботу в "Актуальной камере", что если будут держаться вместе, то осенью партия может пойти в правительство. В партии обдумывают сотрудничество с Партией реформ?

Карилайд — очень интересный и быстро развивающийся политик. Но зачастую я не знаю, что он имеет в виду. Может быть, он имеет в виду, что если ищут сотрудничества в президентских темах, то ищут его более широко.

Внутри партии мы анализировали, каковы наши возможности на президентских выборах. У меня есть контакты с другими партиями. Люди общаются, но до сих пор это ограничивалось президентскими выборами. Сейчас коалиционные переговоры не ведутся.

Как я понимаю, премьер-министр смог подчеркнуть что у Партии реформ не два кандидата, у них еще даже три кандидата — снова внесли Паэта. Извините, но 30 голосов на троих означает по 10 голосов каждому кандидату. Кажется, что Партия реформ не выставит ни одного кандидата. Мы будем ждать, чего они хотят и насколько серьезно воспринимают дело.

Если между партиями все-таки дойдет до нахождения общего кандидата, отказались бы ли вы от своей кандидатуры и кому вы были бы согласны уступить?

Мы точно не откажемся. У выборов несколько кругов, и субботнее решение означает, что какие бы возможности мы ни обдумывали, Центристская партия выставит своего кандидата в Рийгикогу. У нас для этого есть свои голоса, нам не нужна помощь. С большой вероятностью мы пойдем и на второй круг, а что произойдет дальше, я не осмелюсь сейчас сказать. Какого-то четкого посыла я не видела ни от одной партии. Скорее смотрят друг на друга. Я верю, как красиво сказал Эйки Нестор, что сейчас идет фаза исключения.

Что касается меня лично, то это было под другим знаком вопроса. Как сказали и председатель Свободной партии Андрес Херкель и социолог Юхан Кивиряхк: если выступает председатель партии, то никакой дискуссии нет. Другие партии, которые меня приглашали, исключая соцдемов, тоже ожидали, что Эдгар Сависаар станет официальным кандидатом. Насчет него сказали, что другие его даже не обдумывают. Может быть, поэтому межпартийное прощупывание в нашем направлении было более прохладным. Верю, что в ближайшие дни это изменится.

Предложу один сценарий. Может ли на волне вашей субботней победы зайти речь о плане созвать осень конгресс Центристской партии, чтобы все-таки избрать нового председателя и затем переиграть положение на уровне правительства?

Конечно, дела не происходят так быстро. В партии должно возникнуть критическое желание провести какие-то изменения, потому что на самом деле с последнего конгресса прошло всего полгода. Но и за полгода очень многое изменилось, если посмотреть на то, что несколько месяцев назад меня хотели исключить и теперь меня решили избрать официальным кандидатом в президенты.

Созыв внеочередного конгресса я скорее не поддерживаю. Это должно быть что-то экстренное: если с председателем что-то случилось, он сам покинул должность, или произошло что-то другое, например, суд чести начнет отчаянно исключать половину партии.

Интервью полностью читайте в Eesti Päevaleht.

Поделиться
Комментарии