Любовь к кошкам помогла дизайнеру из России создать бизнес и переехать в Эстонию
Владелец эстонского интернет-магазина люксовой кошачьей мебели Catissa Ильшат Гарипов рассказал Delfi о том, как из заботы о своих кошках у него получился целый бизнес, и почему он переехал из российского мегаполиса в тихий Хаапсалу.
Ильшат Гарипов, промышленный дизайнер из Санкт-Петербурга вот уже полтора года живет с семьей в Эстонии. Он владелец интернет-магазина Catissa, где продает мебель собственного дизайна для кошек и небольших собак, а его партнер по бизнесу Ольга Отсмаа рисует портреты животных на заказ.
Дорого, но стильно
Пока домики Catissa можно купить лишь в интернете, но пару образцов можно увидеть "в действии" в кошачьем кафе Nurri в Таллинне, где мы и встретились с дизайнером. Видимо, кошкам домики пришлись по вкусу, судя по тому, как любят в них сидеть усатые сотрудники кафе.
Однако желающим порадовать своих питомцев мебель влетит в копеечку, ведь цены варьируются от 100 до 465 евро. На то она и люксовая, зато покупателю обеспечен стильный и необычный предмет интерьера, о котором писал даже журнал Elle Decoration. По словам Ильшата, эстонская пресса ими заинтересовалась впервые.
Ильшат Гарипов занимается дизайном продукции, а вот модули и домики изготавливает эстонская компания Nordic Design на производстве в городе Валга, хотя самый первый образец он сделал своими руками для своих домашних любимцев три года назад. Маленькая дочь Ильшата постоянно гоняла кошек по дому, и тогда он решил сделать им убежище, которое при этом выглядело бы стильно и не занимало много места.
Свои первые работы Ильшат показал пользователям интернет-портала Reddit, которые пришли в восторг от стильных решений для кошек, подтолкнув Ильшата к тому, чтобы наладить производство. Сейчас товар в основном идет в Европу, но были заказы и из Америки и Канады. В Эстонии домик Catissa купила пока лишь только одна клиентка.
Из Санкт-Петербурга в Хаапсалу
Полтора года назад Ильшат переехал с женой, дочкой и кошками из Санкт-Петербурга в Хаапсалу. По его словам, покинуть мегаполис было не сложно — он всегда хотел жить за городом, но под Питером это неудобно, так как не везде есть близко доступные школы, больницы, магазины. А вот Хаапсалу для него — как ”большая старинная деревня”, где все необходимое расположено близко.
По словам Ильшата, есть много причин, почему он решил переехать из России в Эстонию. Во-первых, ему не нравилось вести бизнес в Санкт-Петербурге: ”В России, к сожалению, у меня был печальный опыт. Дорого, долго и некачественно. Деньги на ветер”. Ему приходилось самому исправлять работу мастеров, чтобы привести домики в презентабельный вид.
Другая проблема — сложности с отправкой посылок из России, в особенности за рубеж. По его словам, Почта России — сплошная нервотрепка, а вот эстонская почта работает как часы. Раньше чтобы отправить посылки, ему часто приходилось ездить из Санкт-Петербурга в Эстонию на автобусе со всеми коробками, а российский пограничники заставляли его все всегда открывать, хоть и знали Ильшата в лицо.
Домики теперь производятся в Эстонии, но сосна и ель для них до сих пор импортируются из России. ”Самое обидное, что в России столько возможностей, которые нам не дают использовать. Но невозможно по-человечески это делать, обязательно будут какие-то проблемы”, — жалуется наш собеседник.
В Эстонию — за человеческим отношением
Ильшат рассказывает, что разыскивал возможности производства не только в Эстонии, но и в Латвии и Литве. В итоге выбор пал на Эстонию, потому что здесь нашелся подходящий производитель, который согласился на маленькие тиражи. До этого Catissa пробовала делать домики в Литве, но дело не пошло.
Но Ильшат решил перебраться в нашу страну не только из-за бизнеса: ”Я приехал в Эстонию за человеческим отношением. В России негуманное отношение к животным часто встречается. К людям тоже, в принципе, а уж к животным — тем более”.
”Бизнес, скорее, помог мне переехать, — рассуждает Ильшат. — Я давно рассматривал возможность перебраться, чтобы обеспечить своему ребенку, а теперь уже своим детям, безопасное детство, потому что в Питере мне страшно было отпускать ребенка в школу через дорогу. Там гоняют, постоянно какая-то информация о маньяках, какие-то убийства”.
Ильшат устал от этого и решил, что жизнь в маленьком тихом Хаапсалу будет более спокойной. ”Есть еще причины — политического характера”, — добавляет он, ссылаясь на политическую обстановку в России, которой он недоволен.
Нравится все, кроме налогов
Ильшат считает, что эстонцы относятся к русским хорошо, и ему не приходилось сталкиваться с каким-либо притеснением: ”Иногда на заправке какая-нибудь бабулька может косо посмотреть, но это все”.
После переезда вся семья пытается учить эстонский язык, хотя это и сложно. Лучше всех язык пока знает дочка, которая изучает его в русской школе. Ильшат же признается, что из-за нехватки времени пока выучил только цифры и как сказать, что он не говорит по-эстонски.
”Мне здесь достаточно легко, потому что старшее поколение практически везде знает русский, и в Хаапсалу, и везде по Эстонии, а молодежь вся знает английский. За малым исключением — видимо, двоечники”, — смеется он.
”Здесь, конечно, тоже есть проблемы. Основная проблема — это то, что я как член правления компании, переехавшей сюда по бизнес-иммиграции, обязан платить себе высокую зарплату, и с этой зарплаты я плачу серьезные налоги”, — рассказывает Ильшат. По его словам, налоги составляют почти половину этой зарплаты.
Так как домики дорогие, то товар продается не часто. Десять штук в месяц — это уже удача, хотя обычно все же продается меньше, говорит Ильшат. Иногда после уплаты производителю домиков денег на налоги может и не хватить. К счастью, справиться с высокими налогами помогает социальная помощь от государства. Его также радует отсутствие бюрократической волокиты и то, что все можно сделать через интернет с помощью ID-карты.
Своя мастерская в Эстонии
Сейчас Ильшат хочет наладить свое производство кошачьей мебели, чтобы не заниматься этим через посредников. Для этого он планирует открыть свою маленькую мастерскую в Хаапсалу и нанять мастера. Предприниматель также надеется, что семье получится остаться в Эстонии, и с продлением вида на жительство не возникнет проблем.
”У меня только положительные эмоции от Эстонии. Сейчас, если я еду куда-то в Россию, — в Питер или на родину в Казань, то когда я возвращаюсь в Эстонию, я чувствую, что приехал домой”, — говорит Ильшат и добавляет, что еще не разу не пожалел о своем переезде.