Насколько Лукошенко боится Москвы? С одной стороны как будто должен бояться, а с другой стороны, он подчеркивает, что у него сильная армия и бояться нечего.

Лукашенко полностью зависит от Москвы. Он пришел к власти с помощью Кремля, и все эти годы его диктатура в принципе держалась на российских деньгах и дешевых энергетических ресурсах. Он 22 года не реформировал экономику своей страны, она по-прежнему советская. Он держится только благодаря дотациям.

А внутри страны Лукашенко держится у власти только потому, что только милиции у нас на 100 000 человек в семь раз больше, чем было в Советском Союзе. Помимо милиции есть еще восемь-девять спецслужб. Ему нужно содержать эту огромную армию опричников. Но Запад ему на это денег не дает. Также он не может провести реформы, потому что для него они означали бы потерю власти.

Предположим, что в Кремле решат избавиться от Лукашенко и используют старое испытанное оружие — телевидение. Должен ли он этого бояться?

Вы ведь боитесь своего начальства? Он находится в полной зависимости от своего патрона. Его патрон — Владимир Путин. Конечно, он может бояться снятия с должности. Но он не может сам влиять на этот процесс.

На Лукашенко не влияет и то, что он пытается идти навстречу Западу. настоящее движение в сторону Запада означало бы, что он должен провести реформы. А их он провести не может, потому что реформы сразу привели бы к потере власти. Таким образом, положение может казаться ему безнадежным.

Но положение безнадежное и для белорусского народа. Для того, чтобы Путин не мог при желании захватить Белоруссию, сейчас были бы нужны именно демократическая оппозиция, независимые СМИ, гражданское общество.

Какое влияние на общественность имеют ваш портал и другие независимые издания?

Самый популярный и есть Хартия 97. Его каждый день читают 250 000 уникальных пользователей. В месяц у него 3 млн пользователей. Наше влияние достигает примерно 15% жителей.

Если говорить об оппозиции, то Лукашенко должен считаться со всем белорусским народом. Экономическая ситуация в стране катастрофическая. По сравнению с 2010 годом ситуация сильно ухудшилась, зарплаты упали в 2,5 раза. Средний доход не достигает даже 200 долларов. Так что ситуация взрывоопасная.

С другой стороны, когда белорусы смотрят телевизор, то они видят, что в России и особенно на Украине жизнь еще хуже. Что им еще повезло…

Больше нет. Многие белорусы ездят на Украину покупать еду и видят, что даже воюющая страна живет лучше, чем они. Цены там намного ниже.

Влияние российских телеканалов, конечно, нельзя недооценивать. Идущая оттуда пропаганда мощная и порядком промывает мозги. В классическом телевизионном пакете белорусов восемь каналов, пять из который российские. Это хорошее оружие массового уничтожения. В такой ситуации наличие подобного Хартии 97 информационного канала еще во много раз важнее.

Как работают ваши журналисты? У меня, например, есть подруга, которая работает на одну независимую телестанцию. она говорит, что каждый день не задерживают, но через каждые два дня да, и нужно платить штраф…

Они же работают в подполье. Но спецслужбы знают их. С ними проводят, так сказать, воспитательные беседы. Угрожают как им, так и семьям, чтобы они отказались от сотрудничества.

Все показывает, что добровольно Лукашенко отказываться от власти не собирается. Но подобно Украине… Силы ведь не было и раньше и получить резиновой дубинкой никто не хочет. Какова готовность народа предпринять еще попытку на улице?

Я считаю, что в следующий раз на сторону народа перейдет и милиция, потому что и их зарплаты серьезно урезали. У них больше нет стимула идти бить своих соседей, родственников или друзей, потому что на площадь пойдут все. В этот раз будет экономический майдан. Но ситуация такая плохая, что я никаких других вариантов не вижу.

Интервью полностью читайте в Eesti Päevaleht.

Поделиться
Комментарии