В последнее время в Эстонии и других странах много говорят о потенциальной необходимости готовиться к действиям против "зеленых человечков". Что это должно подразумевать? 

На основании поведения России, которое она демонстрировала до сих пор, можно предположить, что довольно активно используется русскоязычное население. Самое важное - контролировать свою территорию. В последних войнах мы видели проникновение наемных солдат разных национальностей, и если граница дырявая, то приход бойцов, воюющих чисто за деньги, бесконтролен. В ситуации, когда идет поток  "зеленых человечков", перво-наперво надо наводнить местность своими людьми, чтобы проникнувшие не нашли себе места. Все стороны всегда смотрят, насколько силен противник. Государство в этот момент не вправе медлить, это не означает введения комендантского часа, это означает обозначение своего присутствия. Никакому сопротивлению нельзя позволить даже формироваться. Здесь очень важно сотрудничество полиции и оборонных структур. 

Как вы оцениваете способность российских вооруженных сил проводить спецоперации? 

Они проделали чрезвычайно серьезный скачок. Когда в 2008 году, после грузинской войны, они проводили свой анализ, то оценивали свое состояние как очень плохое, поскольку российские спецоперации не играли на той войне заметной роли. После этого эти силы были довольно серьезно реорганизованы. Когда мы создали свое подразделение войск специального назначения, то же сделали и русские, сумев очень быстро выйти на уровень, когда они в состоянии проводить такие операции, какие мы видели в Крыму и других регионах Украины. Часть подразделений вновь укомплектована и увеличена. По источникам видно, что вторая бригада спецназа, дислоцированная в Пскове, дополнена, видно, что идет обучение. Другой вопрос - каков профессиональный уровень подразделений.

Что смогла бы сделать Украина в сложившейся ситуации?

На Украине в руках сепаратистов оказались большие территории, однако их силы еще не были таковы, чтобы противостоять украинской армии. И в тот момент украинское государство стало их одолевать. Если бы сепаратисты не получали помощи из России, сепаратизм был бы уже забытой темой. Украина должна была реагировать точно так же, как сепаратисты: создавать зачатки контрсепаратизма внутри территорий сепаратистов. Эти территории начали бы загнивать изнутри. 

Создавать проукраинские народные отряды самообороны? 

Да. Но этого не сделали. И сами сепаратисты - они остались "территориальными". Далее двух регионов - Донецка и Луганска - они особо не расширились и потеряли инициативу.

Поговорим и об уроках грузинской войны, о которой вы знаете и как бывший тамошний военный атташе. Довольно много рассуждали о том, что спецподразделениям Грузии надо было взять Рокский тоннель, который соединяет Южную Осетию с Россией. Почему они этого не сделали? 

Я понимаю так, что они не получили такого приказа. План, быть может, даже имелся. Думали, что большого конфликта не будет. План боевых действий, как я понимаю,  предусматривал лишь взятие Цхинвала. Вместо того, чтобы прежде всего создать безопасное пространство, взять под контроль Рокский тоннель и дорогу из него.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии