Эстонский ученый: государство не ограничивает получение русскоязычного образования, а должно бы
"Редакция спросила у меня: почему Эстония хочет русскоязычное телевидение, но в то же время хочет ограничить получение русскоязычного образования? Логично ли это? Или у Эстонии все же нет единого видения интеграции русскоязычного населения, а все действия носят случайный характер?" Так в газете Eesti Päevaleht начинается рассуждение языковеда и члена Партии реформ Урмаса Сутропа.
"Мы наивно верили, что интеграция — это проще простого. Все русскоязычные сразу выучат эстонский язык и станут разделять с нами общие ценности. Быть может, такие стремительные процессы и были бы возможны, если бы из нашего соседа — России — получилось нормальное государство. Однако этого не произошло. Наоборот, в России немедленно возникли амбиции по восстановлению империи, а их пропаганда и спецслужбы принялись всеми средствами препятствовать как изучению эстонского языка, так и интеграции русских и других народов в эстонское общество", — считает Сутроп.
"Эстонию пытались дробить территориально или даже свергать конституционное правительство и напрямую вмешиваться во внутренние дела эстонского государства, — добавляет он. — Имею в виду предпринятые в свое время попытки референдума в Ида-Вирумаа и организованный Россией апрельский бунт и последовавшие за ним требования депутатов Госдумы о формировании в Эстонии нового правительства. Мы никогда не желали мстить за эти преступления переехавшим или привезенным сюда русским. Наоборот, все политические силы по своему самому лучшему усмотрению пытались интегрировать русских и другие русскоязычные народы в наше общество, обучить их эстонскому языку. Есть, правда, одно исключение, и это — фракция "Единой России" в Центристской партии. Вокруг ее руководителя — целая группа людей, которые ненавидят Эстонию, стремятся всячески подорвать интеграционные процессы и навредить нашей государственности".
Сутроп подчеркивает, что эстонское государство, конечно, не хочет ограничить получение русскоязычного образования: "Хотя должно бы, поскольку двуязычное образование — самое натуральное наследие оккупационного времени. Рано или поздно мы должны перейти на единую эстоноязычную школу. Иначе наше общество еще на долгие годы останется разделенным".
Что касается ставки на новый русскоязычный телеканал Гостелерадио, то ученый говорит: "Лучшее ли это решение — покажет время. Но главной опасностью является возникновение нового информационного и культурного пространства, отличного от основного".
Отвечая на поставленные в начале вопросы, Сутроп заключает: "Действия по интеграции русскоязычного населения, конечно, неслучайны, однако у эстонского общества точно нет совершенно одинакового понимания необходимых шагов. Впрочем, в демократическом государстве такого единого понимания быть и не может".