11 ноября прошлого года в центре Харку находящиеся в нем люди устроили акцию протеста и не подчинялись приказам. Несколько десятков человек заблокировали коридор, мужчины сели в коридоре на пол, отказывались уходить. Для восстановления порядка полицейским пришлось применить силу — особые средства и резиновые пули, чтобы заставить задержанных вернуться в их камеры.

По мнению министра внутренних дел Ханно Певкура, ситуация требовала принятия неотложных мер, и полиция действовала правильно в сложившейся ситуации. "По моей оценке, при произошедшем во вторник инциденте полиция действовала правильно; этот инцидент нужно было разрешить очень быстро", — сказал Певкур.

Но это все не так. Eesti Ekspress провел собственное расследование того, что действительно произошло в тот день в Харку. Как оказалось, полиция лгала систематически, при этом представив свою ложную версию событий и журналистам, которые передавали неверную информацию дальше. Певкур же хвалил сотрудников полиции, не зная того, что произошло в центре на самом деле.

Самые серьезные опровержения предложенной общественности версии событий как раз и содержит составленный в феврале этого года документ ”Итог контрольного производства в отношении произошедших 10.11.2015 в центре временного содержания событий”. Вдобавок к материалам отделения внутреннего контроля, издание Eesti Ekspress ознакомилось с судебными документами и поговорило с так называемыми участниками "бунта".

Не центр содержания, а настоящая тюрьма

День 10 ноября начался в центре как обычно: подъем, завтрак в девять утра, свободное время, обед, свободное время, ужин в шесть вечера. Хотя центр не называют тюрьмой, он практически ей является: охрана, камеры, высокий забор, колючая проволока, автоматически закрывающиеся двери. На первом этаже живут женщины и дети, на втором — мужчины.

Жителям центра нельзя работать и учиться, нельзя заниматься спортом и другой развлекательной деятельностью, в центре нет компьютеров и интернета. Один из задержанных говорит, что в центре нечем заняться — только лишь есть и спать, да и то питание оставляет желать лучшего.

10 ноября судья Хурма Кивилоо подписала постановление о продлении срока задержания на два месяца в отношении одного из задержанных нелегалов, 26-летнего мужчины из Конго, который в 2014 был задержан после пересечений реки Пиуза. Сотрудники центра хотели получить подпись мужчины, но так как постановление было на эстонском, задержанный его не понимал и не хотел подписывать, что и вызвало конфликт.

Согласно версии полицейских, работающих в центре временного содержания, уроженец Конго стал агрессивно что-то кричать, и в итоге завязалась потасовка. Сам же мужчина сказал Eesti Ekspress, что он не сопротивлялся, а полицейские ударили его по голове и потащили в камеру. Во всяком случае, мужчину заперли в комнате с матрасом на полу и туалетом в углу, больше похожей на карцер.

Увидевшие это другие жители центра Харку выразили протест и потребовали освобождения конголезца. Примерно 13 человек задержанных остались в столовой и отказались уходить. Вскоре им приказали вернуться в комнаты, что они и сделали. Вот и весь бунт, что и подтверждает отчет.

Внутренний контроль раскрывает правду

Во-первых, прессе сообщили, что ”бунтующих” была пара десятков человек, когда на самом деле их было всего 13. Во-вторых, на записях с камер видеонаблюдения видно, что через три минуты после того, как руководитель центра Пяртель Прейнвальтс приказал людям вернуться в комнаты, его приказ был выполнен. Согласно официальной версии полиции, задержанные не выполнили приказы и не ушли в свои комнаты в течение двух часов.

В-третьих, вместо ”бушующей толпы” полицейские выстрелили резиновыми пулями в спокойно стоящего мужчину. 18-летний молодой человек из Мали услышал в коридоре голоса и вышел из комнаты посмотреть, что там происходит. Среагировавший полицейский заявил, что малиец махал руками и что-то кричал, а он почувствовал угрозу и выстрелил. Запись с камеры же показывает, что парень стоял молча и держал руки в карманах.

В-четвертых, не сходится с записью и утверждение о том, что находившихся в коридоре людей пришлось выгонять оттуда с помощью стрельбы. На самом деле, задержанные по приказу Прейнвальтса вернулись в свои комнаты, а через какое-то время сотрудники полиции ворвались туда, сделали еще шесть выстрелов, скрутили людей, вытащили из комнат и уложили на пол в столовой.

Что делать? Кто виноват?

Внутренний контроль отмечает, что кроме нескольких ложных утверждений были допущены и ошибки в руководстве. Руководивший операцией сотрудник находился в то время в Таллинне и давал команды по телефону и рации, не имея точного представления о происходящем в Харку. Кроме того, сотрудник, который пошел проверять выполнения приказа Прейнвальтса, признался, что не помнит, передал ли он информацию о том, что приказ выполнен, коридоры пусты, а задержанные ушли в комнаты и успокоились.

Согласно рапорту, никто из находившихся на втором этаже задержанных не оказывал сопротивления, не пытался сбежать и не атаковал сотрудников полиции. Несмотря на ошибки и явную ложь, ни один полицейский не был наказан. В заключение внутренний контроль советует провести обучение сотрудников, улучшить их навыки, сделать более точной передачу информации в критических ситуациях и пересмотреть Закон об охране общественного порядка.

А вот мужчине из Конго, отказавшемуся подписывать документ, пришлось отсидеть в карцере 11 дней, а затем еще две недели в арестантском доме в Йыхви. На прошлой неделе прошла попытка выслать его из Эстонии обратно в Конго, но во время пересадки в Париже он не успел на самолет, и французы выслали его обратно в Эстонию. На следующей неделе будет предпринята новая попытка отправить нелегала в Конго.

Парень из Мали, в которого выстрелили в коридоре, тоже получил 11 дней в карцере и затем был отправлен на две недели в Йыхви. Он до сих пор находится в центре временного содержания в Харку и грустно спрашивает, что же за страна такая Эстония, раз здесь такое происходит?

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии