"Я на "отлично" прошла вступительные экзамены, отучилась четыре года на эстонском языке, но не смогла приступить к защите диплома, так как без злополучной бумажки на высшую категорию С1 я этого сделать не могу", — пишет Наталья.

"Даже если ты сто пядей во лбу, даже если в течение четырех лет ты была успешной студенткой и получала стипендию за хорошую учебу, а, подчеркну, обучение ведется полностью на эстонском, без свидетельства о сдаче языкового экзамена ты ничто".

Свидетельство о сдаче языка на средний уровень у Натальи имеется, а вот на экзамен на категорию С1 она ходит как на работу. "С 2006 года поменялась специфика оценивания, добавились новые задания, как ни странно, более жесткие. Добро пожаловать, интегрируйтесь!", — говорит Наталья в своем письме.

По словам Натальи, задания на языковом экзамене одно изощренней другого. Например, на этапе сочинения/доклада просят проанализировать статистические данные за десять лет — в каком возрасте женщины выходят замуж. "Темы бывают настолько фантастически закручены, что и на родном-то не напишешь", — сетует Наталья.

Наталья сдавала языковой экзамен многократно. "Несмотря на мое желание приходить туда снова и снова, мой результат практически не меняется — мне не хватает то трех, то пяти баллов. Замкнутый круг снова и снова", — говорит девушка.

Без требуемой категории вуз ей не закончить. Она обращалась к руководству колледжа, но там только желают ей успехов и повторяют требование — категория должна быть.

Нарвский колледж кивает на конституцию

Портал Delfi обратился в колледж за разъяснениями, на каком основании студентов не допускают к практике и защите диплома без категории С1. Если бы обладание свидетельством о сдаче экзамена на высшую категорию носило рекомендательный характер и, например, давало бы дополнительный балл при оценке дипломной работы, это еще можно было расценивать, как старания вуза повысить мотивацию студентов при изучении языка. Но не кажется ли чрезмерным жесткое требование, к тому же в таком регионе как Ида-Вирумаа, где у людей отсутствует возможность практиковать эстонский язык.

На запрос Delfi ответила через инфоспециалиста Алексея Иванова заведующая лекторатом общественных наук Аэт Кийсла.

Г-жа Кийсла сослалась на то, что учащиеся по специальности организация работы местного самоуправления — будущие чиновники, и процитировала Конституцию, где сказано, что любой гражданин имеет право обратиться и получить ответ от госучреждения или местного самоуправления на эстонском языке. Практикант же выполняет задачи чиновника.

"Лично я не представляю себе ситуации, когда все предметы успешно пройдены на эстонском языке, а языковой экзамен оказывается не по силам", — добавила она.

На дополнительный вопрос корреспондента о том, что обеспечение обслуживания населения на эстонском языке является обязанностью в данном случае госучреждения, но не вуза, ответил уже инфоспециалист Алексей Иванов.

"Посредством сдачи экзамена на уровень C1 Нарвский колледж контролирует уровень знания эстонского среди своих студентов. Здесь стоит отметить, что поскольку обучение проходит на эстонском языке, то к моменту начала практики все студенты без проблем сдают на C1. Случаев, чтобы отсутствие документа о необходимом уровне владении языком помешало студенту закончить учебу, в нашем колледже не было", — сказал Иванов. Кстати, студентка Наталья говорит обратное, утверждая, что у русских студентов со сдачей на высшую категорию как раз проблемы, и им это приходится делать по несколько раз.

По словам Иванова, требования по категории С1 введены распоряжением директора с начала 2009/2010 учебного года. Здесь, впрочем, стоит отметить, что до этого действовало распоряжение от 31.08.2004, предписывающее учащимся на специальностях молодежной работы и организации работы местного самоуправления до окончания второго семестра пройти экзамен на уровень kõrgtase. Первый набор на эти специальности прошел как раз в 2004/2005 учебном году.

Нарвская горуправа С1 от практикантов не требует

Нарвская мэрия — наиболее вероятная площадка для практики будущих чиновников — тем временем не требует от студентов категории С1. Студент-практикант не является чиновником.

"Да, естественно, к нам на практику приходят студенты. Свидетельства о категории С1 мы от них не требуем. Конечно, неплохо, если они общаются на эстонском языке", — сказал порталу Delfi заведующий Нарвской городской канцелярией Антс Лийметс.

"Поскольку у нас госучреждение, где могут работать лишь граждане Эстонии, то и практикантов мы предпочитаем с гражданством".

Нарвский колледж все же можно назвать языковым локомотивом. Вот, например, в Таллиннском техническом университете на специальности административного управления, где тоже готовят будущих чиновников, никаких дополнительных языковых экзаменов не требуют.

Как сказал порталу Delfi декан факультета социальных наук ТТУ профессор Сулев Мяэльтсемеэс, дополнительных языковых требований в ТТУ не предъявляют. Знание языка является условием поступления, при этом понятно, что, поскольку обучение идет на эстонском языке, без достаточного языкового навыка студент не сможет пройти экзамены. Дипломную работу, по словам Мяэльтсемеэса, можно защищать на иностранном.

Поделиться
Комментарии