Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций
Европейскому парламенту
Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Парламентской ассамблее Организации североатлантического договора;
Парламентской Ассамблее Совета Европы
Обращение деятелей культуры Эстонии по поводу постоянных необоснованных обвинений России в том, что Эстония нарушает прав человека
Начиная с 1991 года, когда Эстонская Республика восстановила свою независимость, составной частью официальной и неофициальной внешней политики России являются постоянные обвинения в адрес Эстонии в попрании прав человека и/или международных юридических норм и в том, что такие действия якобы направлены против национальных меньшинств Эстонии. Ни разу не представив никаких доказательств в подтверждение столь серьезных обвинений, Россия тем не менее постоянным повторением своих обвинений создала ситуацию, когда доказательств вроде бы и не требуется. России позволяют бездоказательно заявлять о наличии "проблемы меньшинств" в Эстонии и о необходимости решить эту проблему, даже не спрашивая, что именно имеется в виду.
Эти утверждения о нарушении прав меньшинств — ложь, представляющая собой широкую акцию, предназначенную для введения мировой общественности в заблуждение. Чтобы убедиться в этом, достаточно нескольких основных фактов.
Прежде всего надо подчеркнуть, что под так называемыми меньшинствами Россия имеет в виду не исторические меньшинства, а иммигрантов, против воли эстонского народа поселенных или самостоятельно переехавших в Эстонию за полстолетия ее оккупации Советским Союзом. Это не было нормальной миграцией, что доказывают следующие цифры:
Ничего даже приблизительно похожего никогда не довелось пережить ни одной стране Западной Европы.
После распада Советского Союза было бы естественным, если бы якобы демократическая Россия стала прилагать усилия к репатриации своих переселенных на чужбину сограждан. Вместо этого Россия избрала диаметрально противоположный путь, сформулированный в т.н. доктрине Караганова: сохранить в Эстонии значимое, крупное и предпочтительно неудовлетворенное своей жизнью русское меньшинство. Опираясь на это меньшинство, Эстонии надеются навязать угодную России политику. Для этого ставится целью создать нечто вроде гражданской оккупации взамен военной оккупации, закончившейся в 1994 г.
Таким образом, мы имеем дело с целым комплексом мер, направленных на продолжение начатой в 1940 г. агрессии. Эти меры нацелены как на короткий срок, так и на долгую перспективу. Краткосрочная задача — указывая на "проблему национальных меньшинств", вымогать у Запада разнообразные уступки (скажем, право топить в крови стремление чеченского народа к свободе). Зачем иначе каждый раз перед всякой очередной встречей на высшем уровне выступать с особенно резкими обвинения против Эстонии? Долгосрочная же цель — вновь фактически подчинить Эстонию верховной власти России.
Всё вышеуказанное в полной мере относится также к Латвии и немного в меньшей степени к Литве.
На самом же деле в Эстонской Республике ни одна национальность никогда не преследовалась. Напротив, после восстановления государственной независимости эстонцы проявляют беспримерную терпимость и понимание по отношению к поселенцам-иммигрантам. Возможность получить гражданство доступна всем, кто пожелает этого и продемонстрирует хотя бы минимальную лояльность к национальным интересам Эстонии. При этом никому не препятствуется выбрать любое другое гражданство, например российское, при полном соблюдении в Эстонии их гражданских прав и прав человека. Таким жителям-гражданам других стран Эстонская Республика великодушно гарантировала образование на родном языке и право участия в выборах в местные органы власти. Никакой дискриминации по национальному признаку в Эстонии не существует. Напротив, успешно идет постепенный процесс интеграции.
С учетом всех приведенных обстоятельств мы просим ваше высокое собрание рассматривать обвинения России в отношении якобы имеющих место нарушений прав человека в Эстонии объективно как систематическую дезинформацию мирового общественного мнения, а субъективно — как клевету против Эстонии, указывающую на готовность нынешней России проглотить Эстонскую Республику еще раз, если представится удобная возможность. Эти обвинения следует квалифицировать как агрессию, и мы обращаемся к всемирному демократическому сообществу с призывом категорически осудить подобные методы.