Лучший танцовщик мира: в Эстонии я не чувствую себя ущемленным
Ему только 25, но он уже восьмой сезон танцует в театре "Эстония" и в последние годы — ведущие партии. Максаков завоевал и не одну международную награду на конкурсах артистов балета.
К тому же, Максаков (и его коллега по сцене Ольга Малиновская) назван в числе 170 лучших танцовщиков планеты сезона 2009-2010 года, список которых составил лондонский журнал "Dance Europe".
"Что касается этого события, этой награды или привилегии, дже и не знаю, как ее назвать… То мне уже неловко и даже стыдно, потому что все поздравляют, говорят "ты — звезда". Мне уже крайне неудобно, что я в этот список попал", — скромничает он.
- Кем вы себя ощущаете в Эстонии?
- Я ощущаю себя в Эстонии совершенно нормально: я не чувствую себя ни дискриминированным, ни человеком, к которому относятся, как к знаменитости, хотя, может быть, обо мне и пишут в газетах. Я ощущаю себя самым обычным гражданином, обычным жителем Таллинна.
- Вы родились в Эстонии?
- Нет, я родился на Украине, в городе Краматорске. Когда мне было около пяти лет, мы с родителями переехали в Таллинн.
- В таком случае, что для вас — Эстония? Считаете ли вы своей родиной Украину, где родились, либо Эстонию, где провели большую часть жизни?
- Конечно, родным для меня останется город, где я родился. Но Эстонию я считаю второй родиной: здесь прошло мое детство, я здесь вырос и получил образование. Этот город и страна имеет для меня не меньшее значение, чем Украина.
- А в дальнейшем вы связываете свою жизнь и карьеру именно с Эстонией?
- Вы знаете, на будущее никогда не получается загадывать. Тем более что в нашей карьере и профессии случаются совершенно непредсказуемые вещи. Поэтому точно вам сказать я не могу: все зависит от будущей ситуации в Эстонии. От экономической и творческой ситуации, да и от человеческих факторов.
Так что неизвестно, куда меня еще судьба занесет, но, конечно, город у нас красивый, и Эстония — страна, где прекрасно можно жить после выхода на пенсию. Здесь есть все условия, море, пляжи и природа, вот только бы погода была потеплее и посолнечнее.
Все, что мне для жизни нужно, здесь есть. И я совершенно не исключаю тот вариант, что по завершении своей танцевальной карьеры вернусь сюда, если, допустим, куда-то уеду работать.
- Вы так молоды, но уже задумываетесь о пенсии. Но, очевидно, каждый артист балета должен об этом думать и планировать свою жизнь с учетом этого.
- Да, как это ни странно и ни печально звучит, но карьера у нас на самом деле очень короткая. И, наверняка, вы слышали, что в Эстонии хотели повысить пенсионный возраст у артистов балета, но это невозможно, потому что наша танцевальная жизнь заканчивается примерно в 38-40 лет. Дальше танцевать невозможно. Это происходит так же, как у любого спортсмена.
Я уже восьмой сезон в театре, а время пролетело так незаметно. Но у меня пока нет идей насчет того, что я буду делать после. Я такой спонтанный человек, люблю жить одним днем, и лишь немного заглядывать в будущее. В основном рассчитываю и надеюсь, в общем-то, на судьбу. Я уверен, что все, что случается, происходит не случайно. И я думаю, что все будет именно так, как должно быть.
- Вы рассказали о том, что Эстония значит для вас. А, как вы считаете, что вы значите для Эстонии?
- Не сказал бы, что я ощущаю, что для Эстонии я значу больше, чем просто обычный гражданин.
Хотя такие показатели, как, например, международные премии или гастроли, где я танцую с разными другими театрами, или такой статус, который мы с Ольгой Малиновской сейчас получили от лондонского журнала, — это, в первую очередь, хорошо для меня, но не менее полезно для всей страны, для эстонского театра.
Это реклама не только моя, но и реклама для нашего театра и для Эстонии в целом. И я очень рад, что у меня такая профессия: то, что я довольно успешен в ней, дает мне возможность показать, рассказать людям о том, что существует такая страна Эстония, маленькая, прекрасная. Я могу рассказать людям, что она существует не только на карте, но в ней есть достойные люди, которые даже достойны называться лучшими в мире в своей области: есть и выдающиеся спортсмены мирового уровня, но есть и артисты балета, которые могут быть лучшими. Я очень надеюсь, что есть и будет существовать понимание того, что мы рекламируем Эстонию на мировом уровне.
- А Вы гражданин Эстонии?
- Да, у меня эстонское гражданство. Я учил конституцию, сдавал все необходимые экзамены для его получения.
Кстати, недавно я участвовать в проекте, посвященном дискриминации, например, русских в Эстонии. Хочу сказать, что, по-моему, вне зависимости от того, был здесь Советский Союз или не был, но если ты живешь в Эстонии, а здесь есть свой язык и конституция, то естественно, что люди должны знать государственный язык или учить, если они его не знают.
Я не соглашусь с русскими, которые говорят о нашей дискриминации здесь, в Эстонии. Приведу пример.
Я учился в балетной школе, а в ней учатся вместе и русские, и эстонцы. Девять классов обучения — это общеобразовательные классы, затем следуют четыре балетных курса, преподавание на которых идет на эстонском языке.
У нас были замечательные педагоги-эстонцы, некоторые из них были сосланы в Сибирь, а позже вернулись в Эстонию. Они ни разу за все время, пока я учился, не сказали, что русские плохие, потому что преподаватели когда-то были сосланы в Сибирь.
Эти эстонцы вернулись и учили нас. Они прекрасно говорят по-русски и по-эстонски. В том числе и благодаря этому я выучил язык. В целом, у меня с эстонцами никогда не было никаких проблем на почве национальной темы. У меня много друзей как среди эстонцев, так и среди русских. И дискриминированным здесь я се6я не ощущаю.