Один из них умер пару месяцев назад 41-летним. Другой, которому 1 мая исполнилось 50, покинул этот свет на прошлой неделе. Третий умер весной, незадолго до пенсии. Не вдаваясь в медицинские подробности, причины их смерти следующие: у одного — инфаркт, у второго — инсульт, у третьего — тромб, вызванный сердечной недостаточностью.

Двое из троих преждевременно погибших машинистов работали в компании Eesti Raudtee. Представители железной дороги в отношении этих случаев не выражают никакого сожаления: они считают, что главную роль здесь играет не стресс, а то, чем машинисты занимались в свободное время. Официальные лица тоже намекают, что машинисты стараются скрыть проблемы со здоровьем от врачебной комиссии. Но официально комментариев никто не дает.

Eсли углубиться в будни машинистов, то открывается неприглядная картина. Если поговорить с машинистами постарше, то вы узнаете, что основной причиной проблем со здоровьем они считают т.н. длинные смены. Например, маршрут Таллинн (Мууга) — пограничная станция Орава: 12 часов туда, 6 часов обязательного отдыха и 12 часов обратно. В реальности же одна смена гораздо длиннее. Если машинист живет, например, в Тапа, дорога до Мууга занимает не менее полутора часов. А зачастую и время отбытия переносится на час-другой.

В дороге также могут возникнуть задержки. Например, тартуская таможня, на которой оформляются необходимые процедуры, задержит состав дольше, чем обычно. Это означает, что поездка в один конец вполне может занять и 16 часов. А обязательный 6-часовой отдых? Не факт, что человек вообще сможет за это время отдохнуть. Человек не машина — у него нет кнопки, на которую можно нажать, чтобы он отключился. Кстати, обратная дорога тоже может занять 16 часов, а то и больше.

Особенно убийственны условия летом, когда в кабине жара под 40 градусов. Так наши машинисты и работают: порой по 30-35 часов без перерыва.

Другое дело, что теперь здоровье машинистов станет демонстрировать последствия т.н. транзитного бума. Сверхурочные, переработки, когда "черное золото" текло через Эстонию рекой. Председатель профсоюза машинистов Хейно Рюйтель хмуро отмечает: "Стресс и напряжение нанесли серьезный урон их здоровью. Это только первые смерти". Настоящий везунчик тот машинист, которому удалось дожить до пенсии.

Проверкой здоровья машинистов занимается организация OÜ Baltic Euromedical. Работник центра, доктор Татьяна Яаник, сказала ДД, что считает крайне вероятным, что здоровье машинистов начинает демонстрировать последствия чрезмерных нагрузок периода транзитного бума.

"Конечно, на их здоровье также оказывают влияние возраст, сверхурочные и стресс, связанный с боязнью потери работы", — говорит Яаник. Она утверждает, что ситуация, когда машинист не проходит медкомиссию, встречается довольно редко. Чаще, если болезнь излечима, работника отправляют на больничный, ведь потеря работы — тяжелое испытание для кого угодно. В то же время доктор Яаник утверждает, что было бы ошибочным полагать, будто медкомиссия это просто формальность. "Просто так мы ни под одной справкой не подпишемся", — подчеркивает Яаник.

Поделиться
Комментарии