Жительница Таллинна Елена Зеликсон уже три года бродит по судам, пытаясь доказать, что имеет право на получение эстонского гражданства. Между тем ее настойчивое желание стать гражданкой Эстонии оборачивается только проблемами.

В 2005 году Елена узнала об акции Центристской партии, которая организовала для всех желающих получить гражданство Эстонии бесплатные курсы для подготовки к экзамену на знание Основного закона. "Я сразу пошла на эти курсы, отметив внимание к простым людям. Отучилась, сдала экзамен и получила нужный документ", — пояснила Зеликсон.

Дальше, как и положено, она начала собирать остальные необходимые документы. Помимо справки о доходах, биографии и ряда других справок, требовалось приложить удостоверение, подтверждающее, что ходатай, помимо экзамена на знание Конституции, отдельно сдал экзамен по эстонскому языку. Такой документ у Елены был. Еще в 1993 году она получила требуемые для работы А и В категории. Подозрений, что именно эту бумагу не примут, у читательницы не возникло, поскольку в то время чиновники наперебой заверяли, что новый Закон о языке приравнял буквенные категории к введенным уровням: А и В категории превратили в "алгтасе" — минимум, необходимый при ходатайстве о гражданстве.

Документы были отправлены в ДГМ. Но получить гражданство она так и не смогла, поскольку чиновники заявили ей, что удостоверение с буквенной категорией дает лишь право работать, но для гражданства не подходит. Долгая переписка с ДГМ ни к чему не привела, и женщина решила искать справедливости в суде.

В своих заявлениях судам Зеликсон указывала на то, что буквенные удостоверения по действующему Закону о языке признаются работодателями. "То есть работать человек может, а получить гражданство — нет. Тут видна явная дискриминация", — считает она. Истица напоминала, что общество граждан страны должно быть единым, а не разбитым на тех, кто получил гражданство в наследство и не должен ничего подтверждать, и тех, кто сдавал экзамены и должен вновь и вновь доказывать, что подходит этой стране.

Тем не менее ни одна судебная инстанция не согласилась с доводами Зеликсон, признав правоту ДГМ.

Как уточнила пресс-секретарь Департамента гражданства и миграции Маймо-Ли Паловеэр, для получения синего паспорта в первую очередь нужно руководствоваться Законом о гражданстве. В отличие от Закона о языке, этот нормативный акт вообще не признает буквенные категории. По её словам, "буквы" частично учитывались до 1995 года, когда был принят новый Закон о гражданстве. Но даже тогда для подачи ходатайства в ДГМ нужно было иметь самые высокие категории: E и F.

Почему же работать с буквенными категориями можно, а получить гражданство нельзя, представитель ДГМ объяснил просто: "Требования по уровню владения языком для ходатайствующего на гражданство устанавливает правительство", — сказала она.

"Разные министры сейчас говорят по телевидению и в газетах о т том, как важно привлечь большее количество неграждан к процедуре натурализации. По всей столице развешены рекламные плакаты, рассказывающие о плюсах получения гражданства. А на деле получается, что созданы все условия, чтобы ходатаю отказать", — считает Зеликсон.

Поделиться
Комментарии