Однако, сотрудники департамента не успели отреагировать на письмо. Пресс-секретарь университета Туули Хярсон сказала газете, что они 20-го мая по электронной почте проинформировали как департамент, так и вице-мэра Таави Ааса о планах Лийма, пишет "МК Эстония".

Что Аас сделал с этой информацией дальше выяснить не удалось, так как вице-мэр не смог внятно ответить на вопросы газеты. Хярсон сообщила, что они узнали об идее переноса памятника от самого Лийма — он накануне приходил в университет с …репортерами Канала 2!

То есть сотрудники этого СМИ знали о готовящемся мероприятии также заранее. В тот момент, когда планы Лийма стали реализовываться, университет немедленно вновь проинформировал Департамент и службу городской информации по телефону.

Реакция городских служб оказалась запоздалой. Артур Юмар считает, что такие действия не допустимы: "Понятно, что нарушено законодательство, так памятники не переносятся! Мы еще не знаем точно, как будем действовать дальше. Для начала надо точно удостовериться в местонахождении памятника", — заявил Юмар.

Это интервью было сделано в понедельник и на тот момент уже было известно, что памятники находятся на территории Музея истории.

Известно, как оказалось, о планах Лийма было и в музее истории: "Юри Лийм связывался с нами на предмет переноса памятников к нам, — говорит директор развития Исторического музея Мариан Райсма. — Но мы были готовы принять памятники по закону — с документами и разрешениями. Лийм заверял нас, что все у него будет в порядке. И вдруг он неожиданно въезжает во двор музея в Пирита! Его речь о планах была абстрактной и мы никак не предполагали, что он начнет действовать".

Сотрудники музея уже давно занимаются созданием парка монументов, где были бы представлены все памятники, которые не вписываются в городской портрет. Но до сих пор все происходило законно.

Райсма считает, что Лийм разрушил систему, по которой отсутствует регламент переноса памятников: "Это же касается и Бронзового солдата — почему один памятник можно переносить, другие же нет? Об этом надо было раньше думать", — считает Райсма.

Что касается споров о том, кому принадлежит памятник в Тонди, то между Таллинном и Audentes Halduse OÜ заключен договор о праве на застройку по адресу Тонди 55. Согласно этому, у университета есть право на застройку, но земля с находящимся на ней имуществом (в том числе и памятником) принадлежат городу.

То есть решение по судьбе памятника и выдаче разрешения на перенос памятника находятся в компетенции столичных властей. Даже при реновации зданий казарм несколько лет назад Audentes временно перенес памятник с согласия Департамента культурных ценностей Таллинна. После ремонта университет сам аккуратно поставил памятник на свое место обратно.

Однако, по словам старейшины Кристийне Михаила Корба, управа части города рассматривает камень как часть создаваемой исторической комнаты Тондиских казарм.

Полиция безопасности считает в своем сообщении для "МК-Эстонии", что уничтожение неприятных монументов свойственно тоталитарным и авторитарным режимам. Размещение подобных памятников в музее есть мудрый компромисс, но делать это нужно на законных основаниях, сказал пресс-секретарь Полиции безопасности Андрес Кахар.

Поделиться
Комментарии