Перед началом очередного учебного года некоторые директора школ оказались в затруднительном положении: ученики возвращаются с летних каникул, а преподавать им — некому.

На страничке ”вакансии” в ”Учительской газете” до сих пор ищут специалистов для заполнения 165 свободных рабочих мест. Часть объявлений, однако, уже устарела, поэтому, по всей видимости, число вакансий в реальности меньше. Но и этого достаточно, чтобы иметь представление о проблемных областях. В основном не хватает преподавателей начальных классов, учителей английского языка, а также эстонского и литературы.

Например, Табасалуская общая гимназия — одна из школ, искавших на основании конкурса учителей родного языка и литературы, английского и математики. Прежние сотрудники ушли: или в отпуск по уходу за ребенком, или — ввиду конкуренции — в другую школу.

”Больше нельзя сказать, что условия, которые предлагаются учителям, плохие; скорее, наоборот. Также и зарплата учителя поднялась до весьма приличного уровня. Но, скорее, знание об этих условиях недостаточно. Лет 20 назад у какой-то должности была репутация, мол, эта работа — лишь для фанатиков, кому доход не важен, разрушение этого мифа может занять годы”, — полагает директор Табасалуской общей гимназии Мартин Ээвель.

”И я слышал от директоров школ, что в этом году они ощутили нехватку учителей особенно остро”, — поделился председатель Союза работников образования Реэмо Волтри.

Он также взглянул на проблему с другой стороны. ”Все идет к тому, что у нас, по данным исследований, учителя старше, чем в среднем по Европе, и когда-нибудь наступит время, и они уйдут на пенсию. И если новые педагоги не придут — в какой-то момент это аукнется. Особенно прискорбна ситуация в естественных науках и математике, но не только: отчего-то в этом году ищут много преподавателей английского и эстонского языков. Поэтому нехватка учителей не стабильна, а становится все более серьезной проблемой”, — пояснил Волтри.

Во всех образовательных учреждениях Эстонии сейчас всего 4 165 учителей старше 60 лет. То есть совсем скоро они выйдут на пенсию. Однако молодых — ниже 30 лет — в эстонской системе образования значится маловато: 2 465 человек.

”В целом, конечно, эта статистика нам известна, но катастрофы не ожидается. Тут стоит признать, что всем нам придется работать дольше, чем ранее, и это неизбежно приведет к тому, что средний возраст работников повысится. Это так не только в образовании, но во всех секторах. Административная реформа может быть ключом к разрешению этой проблемы, и объединенные волости могли бы пересмотреть свою школьную сеть и найти места, чтобы объединить классы и школы. Чем больше школа — тем большую нагрузку можно предложить педагогу, и тем вероятнее, что учителя найдут. Катастрофы в образовании не грядет, однако, этой проблемой надо заниматься уже сейчас”, — прокомментировала ситуацию руководитель отдела учителей Министерства образования и науки Кристи Микивер.

Проблема также заключается и в приросте новых учителей: все меньше студентов выбирают профессию педагога. ”Учительская газета” подсчитала статистику выпускников вузов, получивших педагогическое образование. Нехватка предметников никуда не исчезает и не исчезнет. Например, в Тартуском университете с 2013 года ни один английский филолог не выбрал профессию учителя, в этом году окончили университет семеро учителей эстонского языка и литературы, педагогов начальных классов — два десятка. В ТЛУ получили дипломы пятеро английских филологов, трое учителей эстонского и литературы, а также 18 учителей младших классов.

Гимназисты тоже особо не смотрят в сторону педобразования. Результаты недавнего исследования, проведенного Kantar Emor, показывают: лишь 16% гимназистов хотели бы работать учителем. Кроме того, и сами преподаватели не уверены в выборе профессии. Если бы у них была возможность еще раз выбрать профессию, в педагогике остались бы 55%.

Несмотря на то, что средняя заработная плата учителя за последние пять лет выросла вдвое и достигает порядка 1 200 евро, профессия учителя — непривлекательна.

Поделиться
Комментарии