Кажется, что больше это не так. Хотя Кэмерон постоянно говорил в Украине о дипломатическом решении, все же отправка 75 инструкторов — это шаг вперед. Вместе с этим Великобритания выделит Украине 15 миллионов фунтов стерлингов в качестве гуманитарной помощи. При этом, нужно сразу заметить, что инструкторы не поедут в кризисные регионы, а отправятся в Киев.

Разумеется, соблюдение европейских ценностей очень важно для Эстонии и других маленьких государств, но очевидно, что Великобритания вносит самый большой вклад в геополитику среди всех стран Европы. Трудно себе представить, чтобы Лондон просто бесконечно наблюдал за тем, как Берлин и Париж заискивают перед Москвой и играют в Европейском союзе первую скрипку. Немецко-французское сотрудничество всегда досаждало британцам, они видели в этом опасный путь для дальнейшей интеграции Европы. В противовес этому, британцы скорее поддерживают развитие внутреннего рынка Европейского cоюза, нежели дальнейшую интеграцию. Потому-то британцы и не находятся в еврозоне, а причина, по которой они поддержали расширение ЕС, основана на надежде, что таким образом удастся предотвратить дальнейшее углубление сотрудничества всего сообщества. Предположительно, Лондону не понравилось и то, что в ходе украинского конфликта Берлин и Париж сблизились с Вашингтоном, ведь обсуждать конфликт в Украине с президентом США Бараком Обамой ездила Меркель, а не Кэмерон.

Помимо внешней политики, Кэмерону предстоит еще и внутриполитическая борьба. Очевидно, в мае этого года в Великобритании пройдут парламентские выборы, в связи с чем Кэмерону нужно показать себя сильным лидером, который высоко держит знамя Британии и на международной арене. После расширения Европейского союза в Великобританию переехали сотни тысяч восточноевропейцев, преимущественно из Польши, но также из Литвы и других стран. Эти люди, как правило, поддерживают Киев, а не Москву, при этом, многие из них имеют право голоса.

Кэмерон, обычно критикующий иммигрантов из Восточной Европы, говоря об Украине, стал выражаться другим языком. "… люди смотрят на Мариуполь, как на следующую потенциальную горячую точку, и если это случится, то я уверен, что аргументы для дальнейших действий будут железными. Я считаю, что это, скорее всего, будет позицией таких стран, как Польша, страны Балтии и многих других", — цитирует Кэмерона британская пресса.

При всей этой активности все же возникает вопрос, какова же единая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза. Меркель и Олланд занимались в Минске одними делами, а Кэмерон теперь другими. Добавим сюда еще сделки Венгрии и Кипра с Москвой. Признаем также, что Европейский союз не снял санкций в отношении России, хотя очевидно, что Москва очень на это надеялась после того, как в Минске было достигнуто соглашение о перемирии. Град из бомб, обрушившийся на Дебальцево, сделал невозможным отмену санкций.

Очевидно, что Европейский союз только выиграл бы, а Москва бы проиграла, если бы дела с Москвой вели одновременно Берлин, Париж и Лондон, имеющие мандат от других стран-членов. Несмотря на сложности европейского делопроизводства, достижение единой позиции не должно стать непреодолимым препятствием.

Хорошая новость заключается в том, что последние результаты опросов общественного мнения показывают рост поддержки Европейского союза со стороны британцев. На данный момент 45% британцев поддерживают ЕС и 35% выступают против него, сообщает социологическая фирма YouGov. Таким образом, в отношениях с остальным Евросоюзом Кэмерон мог бы использовать более мягкий тон. Все это пошло бы на пользу как страдающей от войны Украине, так и, естественно, Эстонии. Сплоченность Европейского союза имеет здесь ключевое значение.

Текст опубликован в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia. Оригинал статьи — здесь.

Поделиться
Комментарии