”В Эстонии и Литве показатели роста связаны с низкой сравнительной базой, но также с улучшившимся материальным положением семей и большим оптимизмом в отношении будущих доходов”, — пояснил экономический аналитик SEB Eesti Михкель Нестор.

Согласно данным центробанка, в первой половине 2015 года объем взятых в Эстонии семьями годовых кредитов в экономике в целом хотя и возрос, однако в третьем квартале обнаружил тенденцию к спаду и сократился на два процента. Это показывает, что за пределами банковского сектора рост совокупного рынка краткосрочных кредитов замедлился.

Удельный вес просроченных потребительских кредитов выше всего по-прежнему в Латвии — в конце 2015 года доля кредитов, задолженность по которым составляла свыше 90 дней, в портфеле потребительских и прочих кредитов Латвии составляла 12 процентов. Для сравнения: в Эстонии на долю потребительских и иных кредитов, задолженность по которым составляла более 60 дней, приходилось в конце 2015 года лишь 2,2 процента.

Активнее всего кредитами на крупные потребительские расходы пользуются люди в возрасте от 25 до 34 лет, а наименее активны те, кому меньше 24 лет, доля последних во всех странах Балтии снизилась. Малые и иные кредиты на суммы выше средних во всех странах Балтии берут 25-44-летние, соответственно около 3000 евро в Эстонии, 2900 евро в Латвии и 2600 евро в Литве. В Эстонии средняя сумма в 2015 году немного снизилась, в то время как в Литве она возросла на восемь процентов, а в Латвии — на 11 процентов.

”Те, кто моложе, финансируют большую часть своих расходов при помощи кредитов, поскольку предполагают, что в будущем их доходы увеличатся. В то же время у людей постарше уже накопилось достаточно сбережений, чтобы самим внести больший вклад. Похожая модель поведения существует и в других странах Европы”, — добавил Нестор.

Поделиться
Комментарии