Экспорт и инвестиции растут

В четверг Департамент статистики опубликовал более точные данные относительно экономического роста во втором квартале нынешнего года и скорректировал цифры за прошлые периоды. Если прежде аналитики выражали удивление скачкообразным экономическим ростом Эстонии, то на основании обновленных статистических данных можно говорить о том, что этот рост был несколько более плавным. По скорректированным данным, скудный рост ВВП в 2015 году на 1,1 процента повысился до 1,4 процента, цифры за 2014 год снижены на десятые доли процента, а резкий скачок 2012 года на 5,2% уменьшен почти на процент. Изменились и цифры нынешнего года: согласно обновленным данным, в I квартале 2016 года экономика выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 1,5%, а во II квартале - на 0,8%.

Хотя 0,8-процентный рост II квартала на первый взгляд кажется ничтожным, рассмотрев, из чего складывается этот показатель, понимаешь, что ситуация не столь уж и плоха. Столь низкий рост сопровождался заметно возросшим дефицитом товарообмена. Если в постоянных ценах эстонский экспорт увеличился во II квартале на изрядные 4,1%, то импорт - на целых 8,8%. На рост импорта более всего повлияли увеличение ввоза электронной продукции, металлов и моторных транспортных средств, из которых первые два играют важную роль для трудоемкости эстонских экспортирующих предприятий. Большое увеличение импорта автомобилей тоже, скорее всего, будет иметь разовый характер. Если бы увеличение импорта оставалось на одном уровне с экспортом, то можно было бы говорить о заметном росте эстонской экономики во II квартале. При этом экспорт как товаров, так и услуг заметно увеличился: соответственно на 3,9 и 4,5 процента. Последний раз столь быстрый рост экспорта услуг наблюдался в 2014 году, а экспорт товаров - в первом квартале 2015 года.

После снижения на протяжении восьми кварталов подряд, наконец, увеличились - на 5,4% - и капиталовложения в основное имущество, то есть долгожданные инвестиции. На скорый рост инвестиций указывал получивший широкий размах уже в начале года импорт капитальных товаров и рост кредитной активности предприятий. Согласно данным Департамента статистики, инвестиции правительственного сектора хоть и снизились, однако рост в значительной мере был обусловлен приобретением недвижимости домохозяйствами, а кроме того - инвестициями предприятий в здания и сооружения, а также в машины и оборудование. В результате корректировки данных за предыдущий период выяснилось также, что темп снижения инвестиций плавно замедлялся уже несколько кварталов подряд.

Правда, приходится признать, что интерпретация статистических данных доставит на сей раз аналитикам изрядную головную боль. Если в расчете ВВП инвестиции предприятий выросли, то опубликованные в минувшую пятницу данные за квартал по бизнес-сектору свидетельствуют об их снижении на целых 5,2%. При этом инвестиции на приобретение зданий и сооружений уменьшились на 14%, а инвестиции в машины и оборудование - на 12%. Департамент статистики объясняет противоречия различиями в методике подсчета двух показателей. Так, в статистике ВВП, помимо приобретения используемых в качестве основного имущества машин, учитывается и их продажа, которая по сравнению с 2015 годом существенно снизилась. Кроме того, статистика ВВП не отражает в качестве инвестиции приобретение предприятиями земельных участков, что в квартальных данных по бизнес-сектору существенно снизило инвестиции. Столь заметные различия между двумя показателями все же носят экстраординарный характер, делая прогнозирование ВВП крайне сложным делом.

Экономический рост тормозит энергетический сектор

При оценке валового внутреннего продукта по методу производства, или на основе созданной в бизнес-секторах добавленной стоимости, бросается в глаза существенный спад в энергетическом секторе. По сравнению с тем же периодом прошлого года заметно снизилась добавленная стоимость предприятий как электро- и теплоэнергетики, так и горной промышленности. На пару эти сферы производства снизили рост ВВП почти на процент. В сфере электроэнергии и теплоснабжения созданная добавленная стоимость уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 28%. В горной промышленности добавленная стоимость также сократилась более чем на четверть, что обусловлено влиянием низких цен на нефть на сланцевую промышленность. Отрицательно сказалась на ВВП и деятельность в сфере недвижимости, добавленная стоимость в которой в текущих ценах хоть и увеличилась, однако снизилась по скорректированным с учетом роста цен данным.

Наибольший вклад в экономический рост внесли сферы информации и связи, именно благодаря быстрому росту добавленной стоимости в сфере программирования и информации. Во втором квартале доход от продаж в этих сферах деятельности удалось увеличить почти на треть, тогда как расходы выросли всего лишь на 5%. Вклад ИТ-сектора в эстонскую экономику неизменно возрастал: если в 2005 году на долю сектора приходился только 1% от всей созданной в экономике добавленной стоимости, то в 2010 году - 2%, а в 2015 году - 3,4%. Второй по значению вклад в рост ВВП во II квартале внесли сельское и лесное хозяйство и сектор рыболовства, и, учитывая далеко не отрадное положение аграриев, это можно считать в некоторой степени сюрпризом. По сравнению с прошлым годом созданная в секторе добавленная стоимость увеличилась на 18%. Существенную роль в росте ВВП сыграла еще сфера розничной и оптовой торговли, а также сфера административной и вспомогательной деятельности, к которой относятся, например, туристические бюро, поставщики услуг по аренде, охранные фирмы и др. Но удивительнее всего стал значительный рост добавленной стоимости в сфере грузоперевозок и складского хозяйства, изнуренной постоянным снижением российского транзита. Согласно же квартальной статистике по бизнес-секторам добавленная стоимость в этой сфере во II квартале вообще снизилась, и, очевидно, причина различий вновь кроется в статистических нюансах.

Продолжил увеличиваться и удельный вес расходов на рабочую силу в ВВП, который с 48 процентов во II квартале прошлого года поднялся почти до 50 процентов. Быстрый рост зарплат заметно увеличил и затраты на единицу рабочей силы, которые по сравнению со II кварталом прошлого года увеличились на 6,4%. Поскольку ВВП рос медленнее, чем число занятых и отработанных часов, то и показатели производительности в расчете как на занятого, так и на отработанный час, также уменьшились.

Поделиться
Комментарии