Кем Ты являешься?


Никогда не задумывалась именно о том, кем я являюсь. Я мама трех замечательных, хороших дочерей, супруга, сестра своему брату и, надеюсь, хороший друг для своих друзей. На работе я коллега и начальник, исполнительный директор и владелец Kirde Kinnisvara OÜ.


Почему недвижимость?


В сферу недвижимости я попала по воле случая. В поисках новых интересных задач у меня появился выбор: Estravel или VK Kinnisvara (под торговым знаком Uus Maa). В обоих местах меня выбрали, других интересных предложений тогда не было. Я приняла решение в пользу недвижимости, хотя в тот момент особенно много об этой сфере не знала, а бум недвижимости тогда еще не начался.


Я начинала с нуля. Хотя предприятие уже функционировало под разными названиями, у меня не было ни одного объекта, который можно было бы начать продавать. Был только хороший коллега, оценщик Калле Пирк, с которым у нас ладилась совместная работа. Цены на квартиры в Ида-Вирумаа тогда в лучшем случае равнялись цене одного квадратного метра квартир в Таллинне. Квартиру в Йыхви можно было купить даже за 10 000 крон. В Кохтла-Ярве же приличные квартиры дарились городу, чтобы не платить за коммунальные услуги. Рынок недвижимости Ида-Вирумаа только начинал развиваться, и с одной стороны было интересно участвовать в быстром процессе и вносить свою лепту, а с другой стороны можно было оставаться свободной в своем выборе.


Доверие главы фирмы Эве Сопп было велико, она в принципе оставляла нам руки свободными, и несмотря на отсутствие контроля, рабочие дни затягивались до поздней ночи. Само по себе это не угнетало, поскольку время было интересным, а перемены многообещающими. Был захватывающий период: нужно было доказывать собственную значимость – быстро учиться, писать статьи в газеты, давать интервью. С течением времени ситуация на рынке недвижимости становилась все интереснее. Цены поднялись, в продажу поступили необычные объекты, все Ида-Вирумаа захлестнула волна тотальных перемен.


Мне нравится эта работа, потому что мне самой это постоянно интересно, я непрестанно развиваюсь в профессиональном плане, встречаюсь с выдающимися людьми, открываю новые места. Я стала умелым водителем, поэтому иногда шучу, что уж таксистом смогу работать всегда, ведь весь уезд мне знаком – или же семейным консультантом, поскольку мне известны истории жизни, болезни, состояние имущества и мечты уже целых династий.


Сколько у тебя опыта и чем ты занималась до этого?


Родилась, училась в школах в Кохтла-Нымме, в Таллиннской спортивной школе-интернате, закончила 1-ую среднюю школу в Кохтла-Ярве, Кооперативную школу ЭРСПО в Таллинне, экономический факультет в Тартуском Университете.


Работала в плановом отделе ЭРСПО экономистом,  10 лет в Хансабанке заведующей зала обслуживания и главой конторы в Кохтла-Ярве и конторы торгового центра Йыхви, а также заведующей Säästumarket в Йыхви.


Мне нужны были новые задачи, и я сделала резкий разворот, о чем никогда позже не жалела. Было начало 2003 года, когда я начала работать в йыхвиском бюроVK Kinnisvara, в 2005 году я стала аттестованным маклером, и к сегодняшнему дню у меня уже почти семь лет опыта в сфере недвижимости. В Uus Maa я работала до начала 2006 года, а с тех пор веду деятельность уже в своей фирме -  Kirde Kinnisvara OÜ.


Возможно ли, что и в 60 лет ты будешь выполнять ту же работу?


Кто знает. Это возможно потому, что тогда я буду еще более мудрой и опытной. В других странах мира маклеры как раз более старшего поколения, поскольку они вызывают доверие, у нас же везде задает тон молодежь. Я и сама являюсь представительницей того счастливого поколения, перед которым открылась возможность прямо со школьной скамьи начать менять и основывать новое. Однако я все же считаю, что к своим 60 годам я буду заниматься чем-то другим новым и интересным.


У меня есть некоторые мечты, о которых я не хочу пока говорить, которые ждут своего часа. К тому же, я вообще не люблю говорить по телефону. Я предпочитаю непосредственное общение, поскольку мне не нравится, когда я не вижу, как клиент реагирует на мой звонок, слушает ли он меня вообще или ковыряет в носу, жарит картошку и просто пытается сохранить вежливое лицо.


Я совершенно случайно обнаружила, что в прошлом году мне столько раз звонили на мобильный, что если число звонков разделить на число дней в году, то получится 9 звонков в день. Вдобавок еще звонки на настольный телефон и те звонки, что я делала сама. По этой причине я также считаю, что в 60 лет я могла бы быть скорее консультантом в офисе, чем активным маклером. Может быть, я вообще буду выращивать овец на уединенном острове.


Что еще, помимо маклерской работы, тебе хорошо удается?



Я не знаю, выполняю ли я работу маклера хорошо, но я стараюсь. На самом деле, мне нравится любую работу выполнять хорошо. Могу сказать, что одна странная работа мне очень нравится – это мытье окон. После него сразу какое-то другое ощущение. Еще мне нравится стричь траву газонокосилкой, это лучше всего снимает стресс после напряженного трудового дня.


Также я хорошо готовлю и делаю различные вещи руками – шью, вяжу на спицах и крючком, и даже могу связать ковер на специальных спицах. Проблемой для меня не станет и покрыть полы лаком или подвесить карнизы. Все эти работы я проделала в своем доме, не говоря уже об оформлении интерьера.

Еще я хорошо плаваю. Я этим активно занимаюсь уже более 10 лет, и никогда не упущу случая окунуться, даже зимой после бани.


Является ли Твоя работа и Твоим стилем жизни?



Работа есть работа. Я счастлива, что эта работа мне нравится, но я бы не сказала, что только работа и отражает мой стиль жизни. Это всего лишь часть. Жизнь все же должна состоять из гораздо большего количества различных моментов. А работа должна быть средством, создающим возможности замечать эти моменты и наслаждаться ими.


Моя работа позволяет мне подмечать некоторые вещи и моменты в несколько ином свете, получать радость от жизни. Я могу себе позволить рано утром в общепринятое рабочее время пойти в лес, где просыпается природа или в поле, где цветет купальница и дарит аромат черемуха, или же пойти к морю фотографировать закат – и одновременно работать. На объектах, которые находятся у меня в продаже, я замечала редких животных и птиц. Именно из-за таких моментов я снова вернулась к своему хобби школьного времени, фотографии. В большой степени именно благодаря работе я открывала для себя новые озера и водопады, видела необычные и красивые дома, посещала производственные объекты, куда иначе не попадешь, знакомилась с интересными людьми.


В мой стиль жизни несомненно входят и интересные мероприятия с моей семьей и нашим шотландским терьером Юханом Прогуливающимся (Johnny Walkeriga), походы, путешествия и народный танец в ансамбле Virulane. Мне очень нравится путешествовать. Мы с друзьями побывали в Мехико, Южной Африке, Малайзии, а также совершали велосипедные походы в Нордкапп в Норвегии, в Шотландии и Ахвенамаа. Годами мы начинали весну с участия в забеге Maijooks и зеленых походов на велосипедах по красивейшим местам Эстонии.


Жители Эстонии сильно торгуются, чтобы сбить цену?


Сама я замечала, что торгуются русские, а эстонцы еще учатся. Но жизнь научит, и времена сейчас сложные. Я не вижу в этом ничего плохого. Всегда ведь можно сделать свое предложение, но не стоит надеяться, что каждый раз будешь получать то, что захочешь. Если раньше продавцы пытались начать продажу с большим запасом, то теперь зачастую цены снижены уже настолько, что дешевле уже действительно никак, или же продажа теряет смысл. У покупателей же осталось впечатление, что если времена трудные, то можно скинуть чуть ли не половину цены, все равно продавец в итоге продаст. Должна сказать, что бывало на моей практике и очень агрессивное и невежливое поведение.


Какой была самая необычная ситуация в твоей работе маклера?


Один раз клиентка пришла до сделки в контору и сказала, что пойдет впереди. Однако к нотариусу так и не пришла. Мы пытались дозвониться до нее по телефону, думая, что она заблудилась, однако телефон был выключен. На следующий день я получила от дамы объяснение, что по пути к нотариусу она случайно встретила одну подругу, которой не хотела показывать, что идет к нотариусу: так они и догуляли до дома.


Хорошая сделка была с одним клиентом, который безоговорочно мне доверял. На вопрос нотариуса, по какой цене он продает квартиру, клиент ответил, что не знает и что пусть решает маклер, а он, человек пожилой, со всем согласен. Я уже испугалась, что нотариус откажется заверять сделку. Разумеется, у нас с клиентом все было оговорено, но в страхе перед официальным лицом клиент впал в замешательство.


Мне вспоминается одно 24 февраля, когда большинство людей сидело за праздничным столом, а мы с клиентом пытались попасть в две квартиры, у которых двери были заколочены досками, поскольку владельца особо не интересовало, как именно получиться показать эти квартиры.  В конце концов, когда нам удалось проникнуть внутрь, в одной из квартир мы обнаружили мертвого голубя, а во второй около стены был подозрительное иссохшее вещество. Мне пришло голову, что кто-то закончил там свой земной путь. К тому же выводу пришел и покупатель. На его вопрос я ответила, что не очень в это верю, но и не исключаю, однако нужно думать в положительном ключе. Все же, этот клиент купил тогда обе квартиры.


Когда же мы достигнем этого самого дна?


В нашем районе, в Ида-Вирумаа, ценам особо падать некуда, поскольку они и не успели подняться до уровня всей остальной Эстонии. У людей есть большое желание купить, но нет зарплат, к тому же растет армия безработных. Если банки хоть немного помогут, то рынок недвижимости сразу оживится. Конечно, в предложении есть отдельные объекты по цене быстрой продажи, но хорошую недвижимость так просто не отдают, а плохую никто не берет и за полцены.


Сама я думаю, что 2009 год будет самым сложным, поскольку для многих фирм определяюще важными являются заказчики и поставщики. У тебя могут хорошо идти дела, однако если за выполненную работу или заказ не платят, а обещанная поставка не будет выполнена, то все встает с ног на голову и неприятностей не избежать.


В недвижимости покупатель покупателем, а продать свое прежнее имущество не получается, или же банк не разрешает продавать по такой цене без дополнительного залога, вот и получается такой замкнутый круг. Все больше появляется предложений обмена, квартиры и дома меняются на земельные участки или даже на машины, поскольку ни одна из сторон не способна реализовать свое имущество. В то же время, все это естественно. Это же школьные прописные истины, что в экономическом цикле есть взлеты и падения, ничего особо нового не происходит и всего этого можно было ожидать. Но лучшие времена настанут! Сейчас нужно работать для того, чтобы выжить и быть готовым к новому подъему. Однако я думаю, что такого бума больше не будет, ситуация лишь стабилизируется.


У маклеров в Эстонии не самая лучшая репутация – как изменить ситуацию к лучшему?



Когда я начинала работать в этой сфере, в нашем районе было не принято прибегать к помощи бюро недвижимости. Приходилось проводить разъяснительную работу – мы с другими бюро недвижимости создали круглый стол, писали статьи. У меня есть своя передача на местном кабельном телевидении, где я отвечаю на вопросы зрителей и рассказываю о том, что происходит на рынке недвижимости, какие опасности подстерегают при заключении сделок с недвижимостью, знакомлю с законодательством.


Нередки случаи, когда клиенты не знают, сколько маклеры берут за посредничество. Только недавно одна дама всерьез спрашивала, правда ли, что плата за посредничество составляет 35 процентов? Также часто люди считали, что плата за посредничество 5% + налог с оборота в общей сложности составит 5+18, то есть 23 процента. Именно поэтому нужно проводить разъяснительную работу – чтобы клиенты не боялись такой большой платы за посредничество, нужно говорить на понятном простому человеку языке и рассказывать о возможностях и услугах, которые в приниципе предлагают бюро, чтобы помочь клиентам более успешно провести продажу недвижимости.


Все это способствовало тому, что возникло доверие к бюро недвижимости. Это как сетевой маркетинг, где распространяется информация – если клиент доволен работой маклера или бюро, то информация передается и люди приходят уже по рекомендации. В недвижимости как в банке, продает именно доверие. Если клиент тебе доверяет, то придет снова, а если ты уже один раз обманул его доверие или оставил впечатление некомпетентного человека, то слухи расходятся и ты не сможешь долго продолжать работу.


Очень глубоко укоренилось и понятие, что маклер просто вывешивает фотографии квартиры на самом дешевом портале и ждет, пока позвонит покупатель. И зачастую так оно и есть.


До тех пор, пока на рынке действуют маклеры, которые появились во времена бума с целью получить большой доход и ведут деятельность спустя рукава, не платят налогов, не отвечают за свои поступки и высказывания и в прямом смысле слова пакостят на рынке, очень сложно будет улучшить репутацию маклеров в целом. В то же время, им тоже сложно оставаться в строю в сегодняшней ситуаци на рынке, поэтому те, кто не хочет развиваться и планирует продолжать в том же духе, рано или поздно исчезнут.


Какой до сих пор была твоя лучшая в мире сделка?



Лучшая сделка с недвижимостью у меня была прошлой осенью. В конце августа я ездила в Болгарию, для ознакомления с продаваемой недвижимостью, поскольку у меня было несколько давних клиентов, которые уже некоторое время думали о приобретении какого-нибудь жилья в теплых странах. Мы заключили договоры сотрудничества с тремя фирмами. Вернувшись, я поделилась информацией со всеми своими клиентами, и они решили сразу же ехать на место. Мы выбрали объекты, которые представляли для них наибольший интерес и организовали прием  на месте. Все сложилось, через месяц я получила оговоренную плату за посредничество от фирмы, которой я даже не успела к тому моменту послать обратно договор.


Вторая хорошая сделка у меня была восемь лет назад на острове Бали. Там я за две кроны купила вручную расписанный саронг, который все следующие годы носила летом в качестве юбки, платка, одежды для пляжа. Радость от заключенной сделки испытала не только я, продавец тоже был чрезмерно счастлив.


Лучшая книга, лучший фильм и лучшая музыка?



Настоящего любимчика у меня нет, но читать мне нравилось всегда.  В последнее время мне больше нравятся очерки из путешествий, жизнеописания. Я читаю одну женскую серию белого цвета, в которой вышли, к примеру, книга Мии Фэрроу „Что исчезает?” и „Я, Фоолан Деви”. Еще мне нравятся книги Пауло Коэльо и детективы. Последней я читала „Нежность волков” Стеф Пенни, а будучи в Индии – свойственную этому месту «Историю о монахе, продавшем свою Феррари».


Телевизор я смотрю редко. В общем случае мне нравится смотреть фильмы только по разу. Но некоторые я все-таки смотрела чаще, и, вероятно, это и есть мои любимые – к примеру, „Потанцуем?“, „Должна любить собак”, „Звучащая музыка” и старые эстонские фильмы. Мне нравятся фильмы, где играют Джон Траволта, Джулия Робертс, Хью Грант.


Лучшая музыка для меня тишина. В машине я слушаю Тятте, Матвере, братьев Урбе и, иногда, Пасадену. Если случается так, что моя младшая дочь путешествует со мной, то я слушаю детские песни или песни об отечестве в исполнении Тыниса Мяги или Ало Матиисена, потому что они нравятся дочке. Еще мне нравится слушать, как дочки на банном полке репетируют каноны и другие хорошие песни. Очень нравятся «Три тенора», Полет Кондора и фортепианная пьеса «К Элизе».
Поделиться
Комментарии