"Несмотря на наши огромные трудности, внимание на данный момент больше сосредоточено на проблемах Греции и Ирландии. Было очень много разговоров и волнений до принятия бюджета, так как был риск, что он провалится, однако сейчас все поутихло. В Европе поняли, что в Латвии очень плохо, но мы хоть и медленно, но вылезаем из ямы. Я бы сказал, что настроения умеренно оптимистичные, — рассказал депутат от латвийского "Нового времени" Кришьянис Кариньш (Европейская Народная партия). — Очень важно, как нас воспринимают в Европе, потому что от этого зависят как международные рейтинги, так и инвестиции. На данный момент Латвии важно не допускать каких-то непоправимых ошибок и больших просчетов. Рейтинговые агентства смотрят не только не экономические показатели, но и на политическую стабильность".

По словам политика, для западных инвесторов и аналитиков важнее всего, дееспособно ли правительство и может ли оно принимать решения. В свою очередь, такие детали, как коалиционные игры, отходят на второй план, поскольку в большей или меньшей степени они имеют место в каждой стране.
"Латвия находится в необычайно сложной ситуации. Однако нужно хорошо осознать, что даже несмотря на кризис и гигантский спад ВВП, с 1991 года все же был сделан огромный рывок вперед. Вы сейчас куда в лучшей позиции, чем после восстановления независимости, так что все не так безнадежно", — успокоил депутат от Швеции Гуннар Хокмарк, заместитель главы крупнейшей в Европарламенте группы Европейской Народной партии.

Конечно, в ближайшей перспективе все безумно сложно и болезненно, особенно для самих жителей, которые сейчас теряют работу и выплачивают кредиты, признает г-н Хокмарк. Однако он подчеркивает, что в долгосрочной перспективе Латвия выкарабкается и медленный рост экономики в ближайшее время наступит.

"Ключевая роль сейчас у правительства. Оно должно очень строго придерживаться договоренности с международными кредиторами. В случае отклонений от условий вы потеряете не только финансирование, но и доверие всего мирового сообщества, что означает и падение рейтингов, и отсутствие новых инвестиций. Доверие и стабильность — это то, что Латвия должна сохранить во что бы то ни стало. На данный момент правительство действует уже более грамотно и взвешенно, что сразу заметили в мире: репутация вашей страны понемногу улучшается и люди начинают верить, что вы выберетесь из кризиса", — считает политик.

Говоря о необходимости не отклоняться от условий, г-н Хокмарк дал понять, что он имеет в виду конкретный инцидент, произошедший в августе прошлого года. Тогда премьер Валдис Домбровскис заявил, что бюджет-2010 будет сокращен лишь на 275 млн. латов вместо 500 млн. латов, которые были вписаны в соглашения с МВФ и Еврокомиссией. Недостающую сумму правительство планировало получить с помощью эффекта от предыдущих сокращений.

Тогда вся группа кредиторов встала на дыбы, резко осудив Латвию за невыполнение обещаний. В частности, министр финансов Швеции Андерс Борг заявил: "Терпение международного сообщества на пределе, оно уже скоро лопнет. Будет крайне тяжело продолжать оказывать помощь, когда они (правительство Латвии) не выполняют условий ими же подписанного соглашения". При этом на мировых финансовых рынках произошла новая атака на национальную валюту Латвии.

На вопрос, правильно ли сделала Латвия, отстояв невведение прогрессивной ставки подоходного налога с населения, которую настоятельно рекомендовал еврокомиссар по экономической и монетарной политике Хоаким Альмуния, политик ответил следующее: "Утверждения г-на Альмунии скорее политического характера. Я думаю, Латвия сделала правильный выбор.

Возможно, какой-то фискальный эффект бы был, однако если смотреть на несколько лет вперед, то конкурентоспособность вашей страны резко снизилась бы. Даже после повышения подоходного налога с населения до 26% ваша рабочая сила все равно одна из самых дешевых в Европе. Это очень важно для инвесторов, которые вскоре снова к вам потянутся".

Депутат подчеркнул, что никто не контролирует Латвию из-за границы и все решения принимаются только нашим правительством: "Не только вы обращаетесь за финансовой помощью. Например, Швеция в начале 1990-х тоже была вынуждена брать взаймы, Великобритания до сих пор крайне зависит от кредиторов. Однако никакой из этих стран не диктовали из-за рубежа, что и как делать".

Поделиться
Комментарии