Губернатор Псковской области приветствует совместный бизнес
Псковская область — трижды пограничный российский регион, соседями которого являются Беларусь, Латвия и Эстония. В регионе действует немало совместных предприятий с участием иностранного капитала. Губернатор Псковской области Михаил КУЗНЕЦОВ, прилагающий немало усилий для того, чтобы область стала привлекательной инвестиционной площадкой, ответил на вопросы DELFI.
Пока больше инвестиций идет из Латвии. То есть, с Эстонией мы как-то недорабатываем сегодня — я не знаю, почему. Возможно, этому мешает общий градус политических взаимоотношений. Мы проповедуем идею, что, во-первых, если некая идея экономически выгодна, то она выгодна для двух сторон, а во-вторых, экономические выгоды и политические взгляды — это вещи разные, и одно другому, по нашему мнению, не мешает.
Кроме того, в Латвии мы делали несколько мероприятий на государственном уровне, которые пропагандировали нашу область как направление для инвестиций, а в Эстонии такого не было — может быть, причина еще и в этом. Но эстонские инвестиции по динамике роста значительно отстают от латвийских. Если раньше было, условно говоря, поровну, то сейчас разница большая.
Это правда, что объем латвийских инвестиций в Псковской области уже в два раза превысил объем эстонских?
Я думаю, что уже больше, чем в два раза. Конечно, нам хотелось бы более тесного экономического сотрудничества. Мы считаем, что не надо никому указывать, во что верить и чем думать, но если есть экономическая выгода, то давайте спокойно делать дело. Без проблем. У нас комплексов по этому поводу нет. Возможно, дело просто в некоей инерции и неторопливости эстонского бизнеса?
Насчет медленности эстонцев не все так просто. У меня однажды был эстонский предприниматель, и он говорил по-русски очень медленно, все можно было сказать в два раза быстрее. Но при этом он ни разу не повторился и не сказал лишних слов. В результате за тот же промежуток времени он дал информации больше, чем какой-нибудь другой общительный товарищ на его месте. Так что это вопрос философский.
Россия и Латвия заключили договор о границе. С Эстонией такого договора нет. А у Финляндии он есть, и уже давно. Тем не менее, очереди грузовиков, например, время от времени скапливаются на границах всех трех стран. А что дает Псковской области заключение договора о границе между Россией и Латвией?
Для нас это важно, поскольку свидетельствует об общем потеплении градуса отношений. Любое потепление для нас — это плюс по инвестициям. Если будет общее похолодание, то мы знаем, что будет недобор по инвестициям. Поэтому мы заинтересованы в любом событии, которое улучшает взаимоотношения между нашими странами. Мы, со своей стороны, готовы этому способствовать — другое дело, что от нас тут не много зависит, поскольку данный вопрос — прерогатива федеральной власти, и нужно понимать, что, находясь в системе государственной власти страны, мы придерживаемся той генеральной линии, которая проводится. Но мы будем только рады, если потепление в наших отношениях состоится.
А вы могли бы привести пример того, как охлаждение политических отношений между нашими странами поставило под вопрос реализацию какого-либо экономического проекта?
Вот хороший пример: у нас есть речной порт, и мы уже почти десять лет бьемся, чтобы открыть речное сообщение через Чудское озеро с Тарту. Половину работы мы сделали, причем работу действительно большую — я лично встречался с министрами, мы получили все необходимые разрешения. Но все застряло на полдороге как раз после известных событий, когда у нас начались проблемы. Если бы эта идея была доведена до конца, то сейчас можно было бы сесть на паромчик — и через два часа уже быть в Тарту, и наоборот. От этого все только выиграли бы.
И теперь на этом проекте можно поставить крест?
Если когда-нибудь возобновится интерес с эстонской стороны, то мы, в свою очередь, поможем без проблем. Мы-то готовы его развивать. Мы уже добились успехов со своей стороны, нам только надо КПП "Сторожинец" перенести в Псков. То есть сделать надо не так много.
На территории Псковской области проживает немало людей, имеющих российский и эстонский паспорта. В российских СМИ в этой связи появлялись статьи о том, что такое положение является чуть ли не угрозой для России — в частности, молодые люди предпочитают служить в эстонской, а не российской армии. На ваш взгляд, наличие у многих жителей Печорского района двух паспортов действительно представляет собой проблему?
Я многих людей, имеющих эстонский паспорт, знаю лично. И я знаю, что 99% этих людей расценивают этот паспорт как средство для удобного пересечения границы, чем он, собственно, и является. Поэтому я никакой трагедии здесь не вижу — людям просто удобнее ходить и все. Кроме того, для многих людей, живущих в приграничном районе, это еще и способ делать какой-то мелкий бизнес. Так что я не вижу тут трагедии. Может быть, дело в том, что из Москвы многое видится не так, как от нас.
Кроме того, у нас живут не только эстонцы, у нас живет и народность сету, которая живет достаточно компактно и стремится сохранять свою культуру. И у нас есть финансируемая из областного бюджета специализированная школа со специализированными программами, направленными именно на поддержку их этнической идентичности. То есть мы никому ничего не навязываем и никого не ассимилируем.
У Таллинна есть город-побратим — Москва, и зачастую хорошие взаимоотношения двух столиц противопоставляют взаимоотношениям, существующим на межгосударственном уровне. Есть ли у вашего региона какие-то связи с эстонскими самоуправлениями и удовлетворены ли вы уровнем сотрудничества с ними?
Мы с вами сейчас находимся в городе Великие Луки, и у этого города есть связи с Маарду. Город-побратим Пскова — Тарту. Но что касается общего уровня нашего взаимодействия с эстонской стороной, то мы хотели бы, чтобы он был плотнее. Всегда хочется, чтобы отношения были плотнее, лучше, крепче и т.д. И с Латвией, кстати, тоже.
Возвращаясь к теме эстонских инвестиций в Псковскую область, что бы вы хотели сказать эстонским бизнесменам?
Мы в нашей области рады всем, и, прежде всего, конечно, рады тем, кто приходит делать какой-либо бизнес, какое-либо совместное взаимовыгодное производство со стороны наших соседей. И мы будем рады всех видеть у нас в гостях, и ко всем будем относиться как к гостям — будем входить в их положение, будем решать их проблемы.