”Давайте признаемся, что коренные жители Балтии — латыши, эстонцы, литовцы — к России в массе своей относятся плохо. И это понятно: у них есть для этого все причины. Исторические прежде всего. Мы все помним, я надеюсь, тайный протокол Молотова — Риббентропа, мы все помним, как вошла сюда до начала Великой Отечественной войны Красная армия, мы все помним о насильственной коллективизации и то, что сотни тысяч этих людей были отправлены в Сибирь (я надеюсь, что мы это помним). Помним, что было после войны. Да, освободили эти страны от фашизма, но в значительной степени это была тоже оккупация. Никто не спрашивал: вы хотите или не хотите быть частью Советского Союза?

Я приезжал в Латвию много раз. Помню 1968 год. У меня был трудный период в жизни, и я искал место, где смог бы как–то прийти в себя. Приехал в рыболовецкий совхоз ”Звейниекциемс”. Ходил, искал квартиру. Смотрю, мужик какой–то копошится в огороде, сухощавый, жилистый, седой. На вид лет 50. Я его спрашиваю: извините, вы не сдаете комнату? ”Русским — не сдаю”, — последовал ответ. Тогда я произнес: ”Шпрехен зи дойч?” Тут он согласился — с воодушевлением. Звали его Ольгерт Карлович. Он отсидел в Сибири девять лет. ”Обид никаких, — говорил он. — Я ваших перестрелял — будь здоров! Не жалуюсь…”

И конечно, когда произошло то, что произошло, — очень много все–таки русских в Латвии, гораздо больше, чем в Литве и Эстонии, — возникла агрессия с обеих сторон. Ну послушайте: вы живете в стране, которая называется Латвия, многие не говорят по–латышски. Почему? Я вообще этого не понимаю. Ну да, это была часть Советского Союза, ну и что? Это же все–таки не ваша страна — я имею в виду русских, это их страна. И надо обязательно постараться выучить язык!

В Латвии не может быть коренного русского населения, как не могут русские быть коренными в Америке, хоть они и родились там. Коренное — это коренное! Я высказываю свое мнение. Вы не согласны? Ну и на здоровье!”

Поделиться
Комментарии