Новые правила, ужесточающие миграционное законодательство, начали сегодня действовать в Швеции. Они ограничивают возможности соискателей убежища получать виды на жительство и воссоединяться со своими семьями.


Временный вид на жительство и требование к доходам

С этого дня мигранты смогут рассчитывать только на временный вид на жительство. Для получающих статус беженца срок будет ограничен тремя годами, а для лиц, нуждающихся в защите на других основаниях, — 13-ю месяцами. Временный вид на жительство может стать постоянным, если беженец сумеет найти работу и обеспечить достаточный уровень дохода.

Дела несовершеннолетних, прибывших без сопровождения родителей, а также семьей с детьми до 18 лет, подавших прошения об убежище до 24 ноября 2015 года, когда правительство представило новый законопроект, будут рассматриваться согласно старым правилам. Все они имеют возможность получить постоянный вид на жительство, который также по-прежнему предоставляется беженцам, прибывшим в королевство по квотам ООН.

Новый закон будет действовать три года. Он также ограничивает возможность соискателей убежища воссоединиться со своими семьями. Получившие вид на жительство беженцы должны теперь быть в состоянии содержать самих себя и членов своей семьи, которые хотят переехать в Швецию. Вводится и требование к жилью достаточного размера и стандарта, где все они могли бы жить вместе.

Лица, нуждающиеся в защите на иных основаниях и получившие разрешение оставаться в стране 13 месяцев, не имеют права приглашать семью.


Изменения были необходимы

По мнению министра по делам миграции Моргана Юханссона, временные изменения в законодательстве были необходимы, чтобы избежать полного кризиса системы приема переселенцев. "В 2016 мы принимаем 500-600 мигрантов в неделю, и это тот уровень, с которым мы можем справиться. Мы можем помочь фантастически большому числу людей, и мы уже сделали больше, чем любая другая страна ЕС", — отметил он. Осенью прошлого года в Швецию в неделю приезжало до 10 тысяч беженцев.

Всего в 2015 году в Швецию, население которой составляет 9,8 млн человек, прибыли 163 тысячи мигрантов. Это самый большой показатель в Евросоюзе в расчете на душу населения. Согласно прогнозу Миграционного управления, в этом году в королевство могут приехать еще до 100 тысяч беженцев.

Правда, число прибывающих в страну в настоящее время беженцев находится на самом низком за последние пять лет уровне. Снижение миграционного потока объясняется в первую очередь тем, что в январе этого года правительство ввело пограничный контроль. Уже через неделю после начала его действия власти отметили значительное сокращение числа соискателей убежища.


Критика нового закона

Ужесточение правил приема мигрантов в Швеции подверглось критике со стороны ряда международных организаций, например, Красного креста и "Международной амнистии" (Amnesty International). Они считают негуманным, в частности, выдвигать строгие требования в отношении воссоединения с семьями.

За законопроект в июне 2016 года проголосовало большинство парламентариев. Против выступили лишь Левая партия и Партия центра. "Препятствовать тому, чтобы находящиеся в тяжелых условиях семьи жили порознь, — это негуманно", — считает представитель центристов Юханна Йонссон.


Миграционный кризис в стране

По данным июньского опроса общественного мнения, считающаяся до этого "нерукопожатной" популистская партия "Шведские демократы" (ШД), начавшая в 1988 свой путь как партия только одного миграционного вопроса, получила самую большую поддержку респондентов. Если бы выборы состоялись сегодня, она могла бы ожидать, что 24,5% избирателей отдали бы за нее свои голоса. Высокий уровень безработицы среди мигрантов, их стремление жить на пособие и нежелание интегрироваться в шведское общество, в том числе и учить шведский язык, служили ШД серьезными аргументами в продвижении своей повестки дня.

Когда "миграционное цунами" всего за один 2015 год "выбросило" на шведский берег 163 тысячи мигрантов (а за два года их число составило около 250 тысяч человек), для многих шведов вопрос миграционной политики предстал в новом свете. Общую обеспокоенность подкрепляли факты "нешведского поведения" принятых иностранцев. Это противоправное поведение в центрах размещения мигрантов, случаи сексуального домогательства к шведкам и мошенничества при получении социальных пособий, а также возникшая неожиданно "рукопожатная проблема", которая оказалась в центре внимания после того, как один из деятелей Партии охраны окружающей среды Ясри Хан отказался пожать руку женщинам, сославшись на то, что это противоречит традициям ислама.

Сейчас, когда с прибытием новых сотен тысяч мигрантов эти проблемы обострились и стали более рельефными, о них активно заговорили другие партии, в то время как правительство и парламент приняли целый ряд постановлений и мер, сделавших миграционное законодательство Швеции одним из самых строгих в ЕС.

Многие политологи отмечают сближение позиций, например, крупнейшей оппозиционной Умеренной коалиционной партии (УКП) с ШД. Лидер Левой партии Юнас Шестедт прямо считает, что недавние предложения УКП о дальнейшем ужесточении правил по приему мигрантов и предоставлению им материального обеспечения — в том числе учета их усилий и стараний в овладении шведским языком — являются ни чем иным, как сближением с ШД, с которой, по его мнению, УКП готовится сотрудничать, возглавив новое правительство после выборов в 2018 году.

Поделиться
Комментарии