Владимир Антонов и другой совладелец банка Snoras Раймондас Баранаускас были задержан Скотланд Ярдом 24 ноября во второй половине дня. Сегодня Вестминстерский суд избрал для российского бизнесмена меру пресечения. До окончания слушаний об экстрадиции его оставили на свободе под залогом и обязательством не покидать страну.

Мероприятия английской полиции проходили по запросу властей Литвы. Осенью 2011 года они взялись за проверку Snorаs и обнаружили, что владельцы длительное время выводили из него активы на обслуживание собственного бизнеса.

Банк было решено национализировать, а после его ревизии литовские правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту присвоения имущества в крупном размере, подделке документов и злоупотреблении служебными полномочиями. Литовский суд 22 ноября избрал для Антонова и Баранаускаса меру пресечения в виде ареста, в этот же день материалы на их розыск были переданы в Европол. А 24 ноября в Литве было принято решение ликвидировать Snoras.

Собеседник "Росбалта" из окружения Владимира Антонова, связывает его неприятности с конфликтом с властями США, которые имеют серьезное влияние на прибалтийские страны. "Национализация банка и арест произошли в тот момент, когда Владимир пытался продать свой пакет акций Saab одной китайской компании, — отметил источник агентства. — Другой крупнейший совладелец Saab — американская госкорпорация GM — этому всеми силами препятствовала, задействовав все возможные ресурсы".

Стоит отметить, что эта далеко не первые проблемы Владимира Антонова с правоохранительными органами. А о возможности подобного развития событий, российские банкиры говорили еще с марта 2011 года.

Свою бизнес-империю бывший сотрудник Сбербанка Владимир Антонов начал выстраивать в 1999 году. Тогда он вместе со своим отцом, экс-предправления банка "Информпрогресс" Александром Антоновым, купил "Академхимбанк". Эта финансовая структура фигурировала сразу в нескольких расследованиях, связанных с "отмыванием" денег. Александр Антонов даже был допрошен Следственным комитетом МВД РФ в рамках дела в отношении теневого дельца Бориса Сокальского, которому предъявили обвинения в незаконном обналичивании 71 млрд рублей. Однако никаких официальных претензий отцу и сыну правоохранительные органы РФ не предъявляли.

В это время их бизнес-империя росла. Антоновы создали "Конверсгрупп", в которую также вошли "Гранкомбанк", "Воронежпромбанк", "Банк сбережений и кредита", банк "Енисей", "Байкалинвестбанк", Griffon bank (Доминиканская республика), Banco Trasaltaltico (Панама), банк Snoras (Литва), Latvijas Krajbanka (Латвия).

А вот с первоначальным активом отцу и сыну пришлось расстаться. ЦБ отказался принимать "Академхимбанк" в Систему страхованию вкладов. Антоновы переименовали его сначала в "Конверсбанк-Москва", потом в — Столичный торговый банк (СТБ), но главный банк России был непреклонен. Тогда семья продала СТБ банкирам Герману Горбунцову и Петру Чувилину.

Как рассказал "Росбалту" собеседник в финансовых кругах, вскоре покупатели обнаружили, что в приобретенном ими банке отсутствуют активы на $100 млн. Эти деньги в свое время были выведены из СТБ под видом кредитов техническим фирмам, а под залог остались ценные бумаги сомнительных эмитентов. Тогда как при заключении сделки Антоновы уверяли, что активы на $100 млн вполне реальные. Горбунцов и Чувилин посчитали себя обманутыми, у них произошел конфликт с отцом и сыном.

Зимой 2009 года Владимир и Александр Антоновы написали заявление директору ФСБ и генпрокурору (имеется в распоряжении редакции). В нем они указали, будто 28 января 2009 года Александр Антонов встретился с Чувилиным в ресторане "Золотой" на Кутузовском проспекте. Последнего при этом сопровождал уроженец Северного Кавказа, имевший значок депутата Госдумы. Парламентарий, угрожая расправой, стал требовать выплатить те самые $100 млн.

А 11 марта 2009 года киллеры на улице Расплетина в Москве открыли огонь из машины по Александру Антонову. Банкир и его телохранитель получили тяжелые ранения. Позже за покушение были арестованы жители Чечни Асламбек Дадаев и Тимур Исаев, которым также предъявили обвинения в убийстве бывшего депутата Госдумы Руслана Ямадаева.

После покушения отец и сын перебрались жить в Англию. К этому времени все свои российские банки семья объединила в один — Инвестбанк. Главным центром их западных финансовых учреждения являлся банк Snoras.

Владимир Антонов развернул в Европе весьма активную деятельность. В частности, он выкупил нидерландского производителя эксклюзивных спортивных автомобилей Spyker. Затем эта компания решила приобрести крупный пакет акций обанкротившегося шведского Saab. Основной владелец Saab — GM из США — заблокировала сделку, сославшись на сомнительную репутацию Владимира Антонова. Российский бизнесмен объявил о том, что выходит из Spyker. Однако после того, как Spyker получила акции Saab, вновь вернулся в нее.

Американцы, сочтясебя обманутыми, фактически блокировали деятельность шведского автопроизводителя. Недавно Антонов договорился о продаже своего пакета Saab китайской компании. Но GM заблокировала эту сделку, отказавшись передавать в Поднебесную технологии производства автомобилей. Также Владимир Антонов купил английский футбольный клуб "Портсмут".

Еще весной 2011 года источники "Росбалта" в банковских кругах говорили, что деньги на все эти дорогостоящие автомобильные и спортивные проекты Антонов мог привлечь только из контролируемых им банков. Официально вывод денег оформлялся как выдача кредитов техническим фирмам, залогам по которым выступали ценные бумаги сомнительных эмитентов. Чем бизнесмен собирался "затыкать" образовавшиеся "дыры", было непонятно. В связи с этим деятельность Антонова вызывала серьезную озабоченности у ЦБ РФ, властей Литвы и Латвии.

Кроме того, его структуры были замечены в тесных отношениях с банками другого скандального банкира, Матвея Урина. "До кого-то времени Антонову удавалось выкручиваться, однако на протяжении длительного времени он вел в том же Snoras планово-убыточную деятельность, — отметил собеседник агентства в банковских кругах. — Вся ликвидность из банка была выведена, а прибыль "рисовалась" за счет поступления денег вкладчиков. Сейчас этот "нарыв" лопнул".

На прошлой неделе власти Литвы национализировали Snoras, провели ревизию и выявили недостачу активов на сумму около 1 млрд евро — это средства, которые в бухгалтерских документах значатся как выданные в качестве кредитов под ценные бумаги, находящиеся на счетах в иностранных банках (преимущественно подконтрольных тому же Антонову) и в офшорных фондах. "Говорить, что Антонов вывел из Snoras 1 млрд евро — неверно, — отметил источник агентства. — Выведенная сумма гораздо меньше. На 1 млрд евро были созданы "липовые" активы, которые существовали только на бумаге и показывали якобы успешную деятельность банка".

Поделиться
Комментарии