На Урале специалисты пока не могут определиться, чем считать неожиданный метеоритный удар по Челябинской области — огненный шар, впрочем, наблюдали и в соседних регионах, а также в Казахстане. Так, пресс-служба ГУ МЧС по Челябинской области сообщает, что в 07:23 по московскому времени над территорией Уральского федерального округа "прошел метеоритный дождь в виде болидов". Отметим, что эту версию сами спасатели изначально опровергли, заявив, что имело место отделение осколков от одного метеорита, а не "дождь", о том же свидетельствуют видеозаписи падения небесного тела и мнения экспертов. Компромиссный вариант предлагают ученые из екатеринбургской обсерватории: метеоритный дождь был вызван падением болида. Похоже, что окончательные выводы о характере природного явления еще предстоит сделать.

Российская академия наук уже начала исследования обстоятельств "метеоритной атаки", исследования ведут представители сразу нескольких институтов, отмечает ИТАР-ТАСС. Что же касается прогнозов на будущее и анализа причин столь неожиданного появления небесного тела в воздушной зоне Урала, то предугадать место падения сегодняшнего и будущих метеоритов нельзя, полагают эксперты.

"То, что в определенный период частицы пересекают орбиту Земли, это можно предвидеть, но точное место и объем падения тел предсказать нельзя", — сказал "Интерфакс" профессор географического факультета МГУ Андрей Лукашев.

Старший научный сотрудник Пулковской обсерватории Сергей Смирнов в эфире "России-24", отметил, что пролетевший над Уралом болид был немал: "Это очень яркий болид, прекрасно видимый на светлом небе утреннего неба, объект достаточно большой с массой во многие десятки тонн, видимо". Профессор МГУ Лукашев при этом замечает, что в космических масштабах метеорит был все же незначительным: "Произошел достаточно серьезный тепловой взрыв, то есть удар частиц о землю. Конечно, космической катастрофы не произошло, если бы на Землю упало крупное небесное тело с космической скоростью, то это было бы страшнее атомного взрыва, выбитыми стеклами не отделались".

Что касается непосредственных причин появления небесного тела над Уралом, то он, вероятно, имеет отношение к проходящему близко от Земли 45-метровому астероиду 2012DA14 весом 130 тысяч тонн, который будущей ночью приблизится к планете на рекордное расстояние в 28 тысяч километров. Это случится около 23:20 по московскому времени и будет транслироваться в прямом эфире на сайте NASA. Согласно предположению ученых, от астероида под силой земного тяготения могли оторваться осколки, которые и обрушились на Урал.

Обрушилась крыша завода, пострадали 400 человек, закрыты школы и детсады

Выбитыми стеклами, действительно, не отделались. Например, в Челябинске эти самые ударившие о землю частицы здорово испортили настроение автомобилистам, теперь вынужденным обращаться к страховым агентам за компенсациями на ремонт. А еще "частицы" пробили крышу цинкового завода и обрушили одну из стен. К счастью, обошлось без пострадавших, предприятие продолжило работу в нормальном режиме.

Кроме того, в Челябинской области решено временно распустить по домам всех детей, сообщил как всегда быстро вошедший в курс дела главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко: "Пострадали многие здания и сооружения, нарушено остекление. Сегодня в Челябинске минус 18, поэтому принято решение закрыть все школы и все детские дошкольные учреждения".

Школьники метеориту теперь, наверное, весьма признательны. Чего не скажешь о сотнях жителей региона, получивших травмы. "На данный момент за помощью обратились более 400 человек", — сообщили в МЧС. Ранее сообщалось, что среди пострадавших есть как минимум 10 детей, а пять человек были госпитализированы. Всем пострадавшим обещают выплатить компенсации.

Правоохранители тем временем вышли на усиленный режим несения службы, введен план "Крепость", все стратегические и жизненно важные объекты города были взяты под дополнительную охрану.

Метеорит не оставил следов

Интересно, что в МЧС не подтверждают информацию о падении обломков метеорита на землю, о чем заявляли ранее многочисленные очевидцы. "Ударной волной выбиты стекла в большом количестве домов Челябинска и прилегающих к ним Коркино и Копейска. На земле никаких остатков предметов после взрыва не обнаружено", — поясняет ИТАР-ТАСС со ссылкой челябинское ГУ МЧС.

"Первые полчаса информации не было никакой, так как падения не было на земле. Были тысячи звонков, что там что-то найдено, что горит лес, что два предмета упали на границе с Казахстаном. Обычно такие данные подтверждаются в первый час, сейчас вот уже прошло два часа, и нет никакой информации, что что-то упало", — заявили в МЧС "Интерфаксу".

Не подтверждают информацию о падении обломков и в Казахстане, где также наблюдали движение метеорита. "Неопознанные объекты не обнаружены. Следовательно, жертв и пострадавших нет. Поисковые работы продолжаются", — цитирует "Новости-Казахстан" представителя спасательных служб страны.

Вице-премьер Рогозин возбудился: он предупреждал, но все смеялись

Весьма остро на происшествие на Урале отреагировал "оборонный" вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Я уже говорил о необходимости некоей международной инициативы, связанной с созданием системы предупреждения и предотвращения опасного сближения с Землей объектов инопланетного происхождения", — заявил Рогозин "Интерфаксу" подчеркнув, что то, что сегодня произошло на Урале, еще раз подтверждает важность решения данного вопроса.

Как заметил вице-премьер, средства противоракетной обороны есть, "но они касаются баллистических целей — идут в околоземном пространстве по понятным траекториям". А здесь, объяснил он, речь идет фактически о прямом попадании "снаряда" из космоса.

"Лучше не ждать новых ЧП, и заниматься такого рода проблемами заранее", — уверен Рогозин. Он отметил, что системы отражения подобных угроз в настоящее время нет ни у кого — ни у России, ни у США. По его словам, решение данной проблемы заставляет работать вместе, "а не заниматься нагромождением военных штучек в космосе, направленных лишь только на ослабление безопасности нашей планеты". То, что произошло сегодня утром над Челябинской областью, "точно заставит косномыслящих бюрократов от космоса подумать о более серьезных проблемах, взглянуть за космический горизонт", убежден Рогозин. Он намерен пообщаться на эту тему с шефом Дмитрием Медведевым — в понедельник Рогозин представит ему полный доклад по ЧП на Урале.