Зачем фигуристу мускулы?

- С Дианой нас поставили в пару четыре года назад, — рассказывает 23-летний Алексей Сакс. — Причем инициатива эта исходила с моей стороны. Прежде я выступал в одиночном катании, но каких-то особых перспектив для себя не видел и в середине 2001 года попросил своего тренера Ирину Кононову подыскать мне партнершу. Так, собственно и родился наш дуэт. А вот где состоялась наша первая совместная тренировка, я, пожалуй, так, с ходу, вам и не скажу. Наверное, все же в Финляндии, где постоянно живут Диана и ее родители. Вскоре состоялся наш дебют на чемпионате Европы. Заняли мы тогда после трех месяцев совместных тренировок последнее, 19-е место, но с каждым сезоном поднимались в итоговом протоколе выше. В этом году на европейском первенстве мы были одиннадцатыми, а в Москве, где в марте проходил чемпионат мира, заняли 16-е место.

- Кстати, что случилось в Москве с вашей партнершей в произвольной программе?

- Уже на первой минуте выступления Диана распорола себе коньком коленку. Но она молодец: не стала прекращать выступление, и мы откатали программу до конца.

- Где труднее вам выступать — в паре или одиночном катании?

- В каждом виде фигурного катания свои сложности. В одиночном катании фигурист должен быть сильно оснащен технически, поскольку требуется выполнять много прыжков. А в паре, помимо набора обязательных элементов, партнеру для выполнения поддержек требуется силовая выносливость.

- На какое место вы рассчитываете на Олимпийских играх?

- В Турине будут выступать 20 пар. Последними, я так думаю, мы уж точно не будем. Пробиться в первую десятку — надо быть реалистами — нам пока не по силам. Если займем 15-е место, то для нас это будет хороший результат.

Место встречи — Ленинград

Партнерша Алексея Диана Ренник — ей 20 лет, а родилась она в Свердловске — на коньки встала в два с половиной года, что, впрочем, неудивительно: ее родители — Юлия и Ардо Ренники  — известные фигуристы. Пиком их спортивной карьеры стала Спартакиада народов СССР в 1978 году, где они завоевали бронзовые медали. Тогда же этот дуэт завершил активные выступления в спорте.

- Нам было уже по 30 лет — возраст, считавшийся критическим для фигурного катания, — вспоминает Юлия Ренник. — К тому же никакой спортивной перспективы у нас впереди не было. По уровню мастерства мы в то время были третьей парой в Союзе. Однако на чемпионатах мира и Европы нам выступить, к сожалению, так и не удалось, поскольку спортивное руководство придерживалось тогда жесткого принципа: два лучших дуэта должны бороться за медали, а третья — молодая пара — должна набираться опыта. Нам, конечно, было, обидно, но рациональное зерно — нельзя не признать — в таких рассуждениях присутствовало.

- Неужели вам ни разу не удалось выступить заграницей?

- В нашей спортивной карьере был только один зарубежный турнир — "Голубые мечи". Тогда ведь как было: первая поездка обязательно должна была быть в соцстрану. Вот мы и съездили в ГДР.

- Вы родились на Украине, Ардо — в Эстонии, а где вы познакомились?

- В Ленинграде. Произошло это в 1967 году, когда мы оба поступили на учебу в Институт физкультуры имени Лесгафта. Самое интересное, что с Лийво — братом Ардо — я познакомилась двумя годами раньше на всесоюзных соревнованиях в Киеве. Был там и Ардо, но наши пути тогда не пересеклись. В Ленинграде мы стали кататься в паре — тренировал нас тогда Игорь Борисович Москвин. Через год учебы мы поженились, а по окончании института отправились в Первоуральск, что под Свердловском.

- Далековато вы забрались.

- Мы тогда молодые были, энергичные — нам работать хотелось. В Ленинграде получить работу по специальности и жилье было невозможно. А в Первоуральске — летом 1971-го — нам сразу же дали квартиру, да и условия на крытом катке там были хорошие. Правда, наша тренерская деятельность в этом городе продолжалась недолго.

- Почему?

- В Первоуральске мы занимались с детьми и сами тренировались. А осенью мы заявились на Открытый чемпионат Москвы. Выступили там очень хорошо: заняв третье место, мы получили звание "Мастер спорта СССР"  — в те времена оно котировалось высоко. После этого выступления известный специалист Игорь Борисович Ксенофонтов взял нас под свою опеку, и мы переехали в Свердловск.

Тодес от Протопопова

- Вы ведь застали еще на льду двукратных олимпийских чемпионов Людмилу Белоусову и Олега Протопопова? - С этой парой у нас всегда были хорошие отношения. Когда их стали выживать из Ленинграда, они тренировались под Москвой в Воскресенске. У нас даже состоялось несколько совместных тренировок. Олег, помню, и научил нас красиво исполнять тодес.

- Как сложилась ваша жизнь по окончании спортивной карьеры?

- Ардо перешел на тренерскую работу, а я поступила в ГИТИС — Людмила Пахомова проводила первый набор на отделение балетмейстеров фигурного катания. Самый известный наш ученик свердловского периода — Алексей Тихонов. В 1989 году в паре с Ириной Сайфутдиновой они выиграли "бронзу" чемпионата мира среди юниоров. Алексею сейчас уже 34, но он по-прежнему в строю и готовится вместе с Машей Петровой выступать в Турине.

- В Финляндию, я так понимаю, ваша семья переехала не от хорошей жизни.

- Вы правы. Когда началось сокращение штатов в спортшколах, замаячила перспектива остаться без работы. Помог Лийво, работавший в Финляндии. Первым перебрался в Оулу Ардо, спустя три года на север Финляндии переехала я с Дианой. Сейчас мы живем и работаем в небольшом городке Порвоо, что в пятидесяти километрах от Хельсинки.

- У вас большой клуб?

- У нас занимаются около 200 человек. Мы с Ардо загружены полностью, а Диана с Алексеем нам помогают.

- Кстати, кто им оплачивает для тренировок лед в Финляндии?

- Эстонский союз конькобежцев.

- Впереди Рождество и новогодние праздники. Что бы вы себе пожелали?

- Наверное, здоровья. А все остальное приложится…

Поделиться
Комментарии