Довелось мне как-то встретиться с двумя депутатами латвийского Сейма. Беседа с Янисом Страсдиньшом и Петерисом Табунсом получилась весьма продолжительной. И хотя говорить должны были о реформе образования, скатились до пересчитывания косточек коммунистам, охаивания советского прошлого и спора о проблемах языка и гражданства. И столько всего довелось услышать, что, доложу вам по секрету, наши лаары, келамы, нутти и прочие исамалийтчики показались просто таки ангелами, воплощением лояльности к нетитульной нации.

Говорят же, что самые страшные националисты — это эдакие перевертыши. Так, Петерис Табунс, оказывается, по молодости лет работал на Латвийском радио. И, как водится, на первомайских митингах да на ноябрьских шествиях кричал в микрофон "слава КПСС!". Громко кричал. Не тише, чем сейчас орет "чемодан, вокзал, Россия!". Отмыться пытается, что ль?

Так всегда по жизни — кто больше всех вылижет, тот потом больнее всех пнет. Или плюнет посмачнее. Причем в спину. И в Латвии, как мне показалось, такие "Табунсы" табунами ходят. Видать, не зря говорят, что эта республика куда "краснее" Эстонии в свое время была.

Сомневаюсь, что у нас сейчас хоть один депутат Рийгикогу осмелится сказать: "Все неграждане — вон из страны". Как-то больше принято об интеграции глаголить. Табунс же, не стесняясь, выдал: "Не могут выучить язык и сдать экзамен — пусть уезжают! Родились здесь, корни пустили? Ну и что?" Дескать, негры — вон из Африки.

А если, говорю, язык знают, к государству лояльны, всю жизнь здесь прожили, то чего ж им экзамен-то сдавать этот надо? А чтобы, отвечает депутат Сейма, доказать. А вы-то, спрашиваю, доказывали? Мне-то зачем! — искренне удивляется он.

Пытаюсь объяснить. Представьте, говорю, ситуацию: растут в одном дворе Иван да Янис (а на том дворе уже конец 80-х), оба советскую власть не любят, в балтийской цепочке стоят, на референдуме за независимость голосуют, меж собой на чистом латышском шпарят. Новая же власть торжественно вручает Янису паспортину гражданина, а Ивана гонит на экзамен. Да сдаст он его, как два пальца об асфальт! Вот только вопрос принципа: почему он должен сдавать, а Янис нет?

Петерис Табунс морщит лоб, кривит рот и воротит нос. Янис-то латыш, объясняет. Он-де тут родился. Дык и Ваня местный, возражаю. Выходит, смени он чуть раньше имя-фамилию, никто б и не подумал его на экзамен гнать? Выходит, не подумал бы.

Подумалось же о другом: доколе все это будет продолжаться? У них и у нас тоже, пусть даже в чуть меньшей степени. Когда можно будет заняться реальными делами? И вместе, а не разделяясь на два лагеря.

Как ни крути, русская карта будет разыгрываться еще некоторое время. Уверен — не всегда. И больше, как ни парадоксально, такой козырь в колоде нужен националистам. А вовсе не тем, на кого принято вешать ярлыки радетелей за русских и расширителей своего электората путем лояльности к "инородцам".

А тем временем на нашем политическом небосклоне тускло мерцает звездочка, которую, по сути, никто в этой "русской" борьбе и не принимает всерьез. Социал-демократы не выступают с громкими речами в защиту нацменьшинств. Более того — в их списках мелькают такие фамилии как Сакс и Таранд. Первая оставила явно не лучшие воспоминания о себе после пребывания на посту министра народонаселения. Вторая, правда, больше склонна вызывать идиосинкразию благодаря сыну Каарелу. Впрочем, это тот случай, когда яблоко упало очень далеко от яблони.

А ведь именно программа социал-демократов, ориентированная на решение социальных вопросов, проблем бедных да наемных рабочих, должна быть наиболее близка по духу русскому избирателю. Но разглядеть это на фоне грязи и мусора из гражданства, языка и национальности не так-то просто.

Поделиться
Комментарии