Торговля людьми и его наиболее распространенный вид, продажа женщин, к сожалению, не относятся только к сфере литературы. В рапорте Евростата о торговле людьми говорится, что в 2008-2010 годах зарегистрированное число жертв или предполагаемых жертв торговли людьми увеличилось на 18% (в общей сложности составило 9528 человек).

Из них 80% составляли женщины и девочки. Остальные — мужчины и мальчики. Свыше половины жертв (68%) были проданы с целью сексуального использования и 75% процентов подозреваемых торговцев были мужчинами.

Эстония по количеству жертв и предполагаемых жертв — на первых местах в Европе. В 2010 году зарегистрированы 57 случаев (что означает — более трех жертв на одно самоуправление). Следует, правда, помнить и о том, что данная статистика отражает лишь зарегистрированные случаи и в действительности проблема, очевидно, носит значительно более масштабный характер. Следовательно, у торговли людьми имеется бесспорное половое измерение, в котором большинство совершающих преступление — мужчины, а жертв — женщины.

Мужчины склонны к насилию?

Нет. Мы знаем, что большинство мужчин не проявляют насилия в отношении женщин — они не бьют и не унижают их, а являются хорошими мужьями и замечательными отцами, не желающими насилия в своей жизни. Да, но слишком часто мужчины (и женщины тоже) закрывают свои глаза на гендерное насилие. Но молчание не решает проблем, а делает их еще более скрытыми.

Майкл Кауфман, один из инициаторов крупнейшей всемирной кампании (кампания ”белой ленты”, которая призывает мужчин и мальчиков выступить против насилия по отношению к женщинам), назвал причины, приводящие мужчин к насилию над женщинами и другими мужчинами. Остановлюсь здесь лишь на одной причине, на которую уже ссылался — дозволенность.

Не важно, сколь комплексные социальные и психологические причины мы для насилия находим, его было бы в обществе значительно меньше, если бы насилие не получало одобрения посредством определенных социальных и культурных понятий. Эти понятия в конечном итоге отражаются в слабом законодательстве и слабой профилактической работе или в ее отсутствии.

Нормализация насилия и местами даже его восхваление (посредством игрушек, игр и СМИ) берет начало в среде мальчиков уже в раннем детстве. Это выражается в отношении, что ”мальчики есть мальчики”, будто у них и нет чувства эмпатии и они нуждаются в насилии и иерархии. Воспитание в таких условиях приводит к укоренению мысли о том, что определенное поведение будто бы если не приемлемая, то все же естественная часть мужественности, которой нельзя сопротивляться. Именно такие механизмы вызывают во многих людях серьезное сопротивление любым попыткам развития в обществе гендерного равноправия.

Даже одна жертва — уже слишком много

Только ликвидация последствий не решит проблему насилия в обществе, ее сущностью следует заняться комплексно. Все начинается с гендерно-чувствительных школьных программ, где мальчиков учат лучше понимать эмоции других, а девочек — быть смелыми и уметь постоять за себя. Естественно, государство также должно однозначно осудить насилие и обеспечить систему, помогающую жертвам.

В то же время нельзя забывать, что все начинается с нам самих — посмеемся ли мы, если кто-то унизительно ”пошутит” над женщинами или мужчинами? Считаем ли проституцию и сексуальную торговлю нормальной частью жизни? Закроем ли глаза на насилие?

Торговля людьми и гендерное насилие — одна из постыдных проблем в Европе. Закрывать на нее глаза значит молчаливо ее одобрять. Не замечая этого мы теряем частичку собственной человечности.

От редакции: Delfi публикует данный материал в рамках социальной кампании "Женщина — не товар!", которая проводится при сотрудничестве Эстонского союза женщин-юристов, НКО Eluliin и Евросоюза.

Поделиться
Комментарии