Макс Каур (34, Стрелец).
20 лет в политике. Был секретарем комсомольской организации Таллинской 51-й средней школы. Руководил почти 1000 комсомольцев — сейчас столько человек нужно для регистрации партии.

Служил в Советской Армии — командир танка, в звании сержанта исполнял обязанности замполита полка в Клайпеде. Делегат последнего съезда ЛКСМ Литвы, голосовал за отделение местного комсомола от Всесоюзного.

Черный однобортный пиджак в карандашную полоску носит в соответствии с хорошим тоном: нижняя пуговица расстегнута. Себя считает "политическим романтиком".

 — Макс, давай начнем с далекого от романтики вопроса. Как ты относишься к перебежчикам — бывшим центристам?

 — Очень хорошо! Я в корне не согласен с тем, что их называют "предателями", — не хочу сейчас касаться темы русскоязычных, русских людей и партий. Эстонские партии давайте возьмем и увидим глупость: усиление русофобии. Она у нас то спадает, то снова растет. А русских я бы вообще не обвинял в предательстве — действуют в зависимости от ситуации.

Нестабильность создают некоторые крупные эстонские партии. Возьмите реформистов: предают всех партнеров, дестабилизируют обстановку. Я бы сказал, что стабильность — относительная — существует в стране благодаря русским политикам в эстонских партиях. А сценарий "октябрьского переворота" в Таллинском горсобрании был мне известен еще в мае.

 — А что за сигналы в прессе подает Сависаар "Республике"?

 — Сависаар — политический мэтр, к нему прислушивается вся элита. У него нет личных проблем в политике, есть интересы. Сегодня республиканцы пугают нами реформистов. Те хотят поставить министра экономики Андруса Ансипа премьером, и прореформистские газеты "Постимеэс" и "Ээсти Пяэвалехт" "рисуют" ему рейтинги вплотную к Сависаару.

А "Республика" ничего не заявляет и дает возможность центристам говорить, чтобы реформистов в жар кинуло. Их сегодня никто не любит.

 — А оно им надо?

 — Обязательно! Ведь реформисты были во власти всегда и предали всех, кто был с ними. От "Исамаалийта" и бывших "Умеренных" до центристов. И нынешнего мэра Таллина Пальтса — тоже. Если он хочет быть мэром пять лет — год до выборов и четыре после, ему надо бы сотрудничать с центристами. Например, при условии, что Сависаар станет председателем горсобрания..

 — Вопрос — готовы ли к этому сами центристы?

 — Это — действительно вопрос.

 — Значит, да здравствует "Республика"?

 — Мне импонирует в таллинских республиканцах их старание исправить ошибки эстонских партий. Они создают, например, комиссию по национальным меньшинствам, чего не было никогда прежде. Они обсуждали возможность назначить на руководящие должности русскоязычных политиков.

 — Сейчас ты можешь на все смотреть со стороны. А сны про политику не снятся?

 — (Смеется). Иногда… Я анализирую, зная ситуацию и действующих лиц, могу предсказать, что произойдет завтра или через неделю. И не отбрыкиваюсь от суеверий — я воспринимаю все сигналы.

 — Ты был "тенью" Сависаара…

 — Нет! Сависаар — руководитель, он увидел, что я ему нужен рядом. Я был рядом. Остальное покажет будущее. Роль "тени" мне не нужна — хотелось бы поработать самостоятельно.

 — Есть идеи?

 — Русский язык должен быть в самоуправлениях не только де-факто. Смягчить Закон о гражданстве: дать его пенсионерам; уроженцам Эстонии; экзамен по языку свести до знаний на бытовом уровне. Надеюсь, коллеги из ЕС помогут нам понять многие вещи.

 — Чем ты занимался в качестве советника мэра?

 — Контактами с людьми, разрешением нестандартных ситуаций. С семи утра до десяти вечера. Похоже на Спасательный департамент. Я не хочу, чтобы вам показалось: "Каур делает рекламу Сависаару".

 — В партии — перестройка рядов или разброд и шатание?

 — Центристы не в первый раз в оппозиции и держат удар. И рейтинг! Это не страшно.

 — А что страшно?

 — Единственное, за что наша партия волнуется, так это за своих будущих партнеров — сильных партнеров. На Тоомпеа сейчас идет рубка: социал-либерал Миксер (бывший центрист. — А.И.) на намек принять пост министра обороны вместо Маргуса Хансона "вырулил": пойду, если премьером будет реформист Ансип, а под Партса не пойду. В кулуарах на Тоомпеа намекают — нет смысла работать в правительстве, которому жить осталось меньше месяца. Чему я не верю — идет игра на испуг сближением центристов и республиканцев.

 — Наши репортеры светской хроники замечают тебя на всех "тусовках"…

 — Уж куда приглашают! К сожалению, не на все: на музыкальные шоу и презентации Sky Meedia все никак не позовут.

 — Ходят слухи, что тебе предлагают работу в вузе. А люди говорят — у Каура даже высшего образования нет.

 — Частные университеты зовут преподавать юридические основы самоуправлений, реальный политический анализ. Я юрист по образованию — закончил Московский политико-экологический университет и имею государственный российский диплом, акцептированный работодателем. Российское образование — хорошее, а если Минобразования говорит иначе — мне плевать. Сейчас учусь в Санкт-Петербургском университете ("Инжекон"). Его, кстати, закончил и Чубайс, и руководители "Северстали".

 — Давай расслабим галстук: что ты любишь в личной жизни?

 — Хорошие, сильные машины. У меня, например, BMW. Сейчас есть возможность задуматься и о создании семьи. За это спасибо "октябрьскому перевороту", кстати.

 — Ты холост?

 — Не женат; есть дочь от гражданского брака — Виктория девяти лет.  — Почему не сложилась семья?

 — Наверное, из-за карьеры. Я всегда мечтал стать военным. И если б не политика… В общем, в личной жизни ничего серьезного пока нет.

 — Ну, так давай объявим на весь свет: "Макс Каур ищет хозяйку дома"!

 — Нет, если откровенно, то жена и семья вообще должна быть обеспечена достойно. По-моему, на члена семьи должно быть не менее 1000 долларов в месяц. И еще хочу много детей, пять. Не меньше, чем у Пальтса. Еще люблю домашних животных.

 — Но у них блохи! Или ты о рыбках?

 — Если о блохах — это ерунда. Один укол, и год можно не волноваться.

 — Как зовут твою собаку?

 — У меня кошка. Муська. Белая, ангорская, с зелеными глазами. Вот у мамы — карликовый шотландский пинчер Микки.

 — Любишь спорт?

 — Футбол. И гольф. Болею за "Левадию" и рад, что она стала чемпионом. Хожу на все ее игры. Сам играл в далеком детстве. И еще стрельба в тире из австрийского пистолета "Глок", 16 зарядов.

 — По портретам политических противников?

 — Нет, по мишеням. Кстати, стреляю я неплохо. Но лучше всего я стрелял из танка Т72Б и Т80. Стрелял из противовертолетного пулемета. Из "калаша" тоже, из других видов оружия Советской Армии.

 — А какие у тебя отношения с политиками других партий?

 — Со всеми отличные! С советниками "Республики", реформистов, народников, да и с Эрикой Салумяэ тоже, с Татьяной Муравьевой, Сергеем Ивановым, с ОНПЭ… с Черепановым из РПЭ… да со всеми!

 — Макс, сейчас настало время остановиться, оглянуться. Твои ощущения?

 — 35 лет приближаются. Это какой-то этап. Жить, я понял, надо сейчас, не откладывать.

Поделиться
Комментарии