Памятник вызвал бурную реакцию общественности и политиков, вплоть до премьер-министра. По решению городских властей барельеф вскоре был демонтирован до тех пор, пока не будет найдено новое художественное решение.

Пярнуские чиновники теперь уверяют, что мэрия города 17 июня только согласилась выделить место под предполагаемый памятник, однако инициаторы его установки не известили мэрию о том, как будет выглядеть монумент. Верится в это с трудом, поскольку любой проект подобного рода обычно изучается в соответствующих инстанциях, создается комиссия, которая выносит свое решение после обсуждения макета. Если же ничего подобного проделано не было, это говорит о грубой ошибке пярнуских властей.

Само по себе появление на монументе барельефа с изображением эстонского легионера сегодня вряд ли может вызвать какие-то сильные эмоции у человека, знакомого с историей Эстонии по материалам, лишенным идеологических пристрастий. Эстония во время Второй мировой войны оказалась между жерновами двух тоталитарных держав и пережила череду из трех сменяющих друг друга оккупаций. Ничего подобного на себе не испытали западные европейцы, которые порой не могут понять отношение эстонцев к некоторым моментам истории.

Пережив события 1940 года, многие эстонцы успели жестоко пострадать от советской власти и восприняли приход немцев как освобождение. Затем пришло отрезвление. Большинство поняли, что на самом деле один оккупант сменил другого. За годы немецкой оккупации было расстреляно или погибло в концентрационных лагерях 7 тысяч эстонцев.

Советский союз успел оставить о себе такую тяжелую память, что когда началось отступление немцев, нашлось немало людей, принявших решение взяться за оружие и сопротивляться очередной оккупации. Однако большинство из 50 тысяч воевавших на стороне немцев были поставлены под ружье силой. Как и большинство из 30 тысяч, оказавшихся по другую линию фронта.

История распорядилась так, что воевавшие за СССР стали победителями и долгие годы преподносились советской властью как освободители. Уже незадолго до возвращения эстонской независимости были преданы огласке ранее умалчивавшиеся факты времен Второй мировой войны и последующих лет. Оценки итогов войны для Эстонии стали иными. Изменилось и отношение к ветеранам, воевавшим в составе Эстонского стрелкового корпуса СССР.

Однако при всем этом назвать эстонских легионеров из состава немецких войск "борцами за свободу Эстонии и Европы" было бы, по меньшей мере, нечестно. Не бывает освободителей в составе оккупационных войск. В 1941 году немцы пришли в Эстонию вовсе не для того, чтобы дать стране и всей Европе свободу. Какими бы ни были помыслы эстонских легионеров, они воевали на стороне нацистской Германии.

На мой взгляд, монумент в Пярну стоило бы посвятить памяти всех 80 тысяч эстонцев, волею судьбы воевавших и с одной, и с другой стороны. На барельефе могли бы быть изображены скорбные силуэты двух воинов, символизирующие собой трагедию маленькой Эстонии, народ которой во время Второй мировой войны оказался заложником большой мировой политики.

Поделиться
Комментарии