Первые акты государственного вандализма и мародерства со стороны властей в отношении братской могилы советских воинов на холме Тынисмяги были совершены в 1995 году, когда накануне Дня победы (50-летия Победы) сквер был обнесен высоким дощатым забором под предлогом расширения и благоустройства троллейбусной остановки и сквера. Тогда же (или несколько ранее — не ручаюсь за хронологию) был погашен Вечный огонь у подножия памятника, чаще называемого ныне Бронзовым солдатом.

В тот День победы люди, как обычно, шли с цветами, чтобы отдать дань памяти павшим в борьбе с фашизмом. Но лишенные возможности возложить цветы к памятнику и на братскую могилу, они вынуждены были возлагать их к забору или закреплять в щелях между досками. В тот день почти каждый из нас с наивной верой в общечеловеческие ценности относил или объяснял это неопытностью властей и незрелостью эстонской демократической элиты.

Во всяком случае, очень не хотелось верить в то, что это начало большой войны с нашей памятью.

За дощатым забором велись довольно долго земляные работы с применением техники. Когда же забор был убран, нашим взглядам предстала расширенная троллейбусная остановка с целым рядом лип, прорастающих, точнее растущих из кованых решеток. Исчезли цветочные клумбы на месте захоронения. С каменной кладки памятника исчезли доски с фамилиями, именами и званиями тринадцати (!) воинов-освободителей, снятых якобы для реставрации, продолжающейся вот уже второе десятилетие.

Беспрецедентная ложь и кощунство властей в полной мере проявились уже тогда. В средствах массовой информации все эти события не нашли должного освещения. Да и то сказать, это было время тревожного ожидания и крутых перемен в жизни каждого из нас.

Забытая могила

Считаю, что прах капитана Сысоева, очень мягко говоря, был утрачен именно тогда, — на первом крупном этапе государственного вандализма.

Накануне апрельских событий с подачи властей было немало внимания уделено в СМИ вопросу о том, кто похоронен на Тынисмяги и даже о том, есть ли там захоронения вообще. У всех на слуху заявление премьер-министра Ансипа о том, что там похоронены пьяницы и мародеры, которых свезли туда со всех окрестностей. Но среди потока оскорблений и кощунства со стороны официальной пропаганды появилось однажды сообщение одного из участников тех первых "раскопок", вероятно, археолога по профессии.

В эфире "Радио 4" им было заявлено, что во время проведения тех работ был обнаружен относительно хорошо сохранившийся гроб на глубине приблизительно 70 сантиметров и что это, дескать, дает надежду на успешный исход работ по эксгумации и последующему перезахоронению останков солдат на Военном кладбище.

Полагаю, что это и был гроб с останками капитана Сысоева. По каким-то причинам капитан Сысоев был похоронен не в общем ряду погребенных воинов, а несколько в стороне. Потому и нашли его как бы вне связи с общим захоронением. Показанные по телевидению кадры последних раскопок четко подтверждают, что общее захоронение было также на относительно небольшой,примерно до одного метра, глубине.

О дальнейшей судьбе обнаруженного тогда в 1995 году гроба не было сказано ни слова: как с ним поступили, оставили ли этот гроб на месте, эксгумировали останки или нет; если да, то что с ними сделали, где перезахоронили и т.д.

Расхождение выбитого на досках списка похороненных с фактическим захоронением невозможно. Хотя на это иногда ссылаются или, во всяком случае, пытаются сослаться.

Гробокопатели всё знают

У меня нет никакого сомнения в том, что нынешние гробокопатели в еврофраках знают все или почти все о том, что было сделано с останками, найденными в 1995 году. Поэтому они и распорядились установить на пустом месте на Военном кладбище табличку "Капитан Сысоев", полагая что мы в очередной раз проглотили очередную ложь о том, что если не найдены останки капитана Сысоева, то не было и захоронения его.

Все происшедшее является подтверждением правомерности претензий семьи капитана Сысоева к эстонскому государству.

Доказать справедливость озвученной мною версии в нынешней обстановке очень сложно. Но… Есть же в нашем городе живые участники и свидетели тех первых "раскопок" на Тынисмяги и есть (очень хочется надеяться на это) среди них люди, которые не утратили совесть, чувство справедливости и память.

NB! Этот материал опубликован на полосе мнений и мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Поделиться
Комментарии