Налоговые органы России начали давить на дочерние предприятия эстонского банка Hansapank. Как стало известно "Вестям Дня", в конце прошедшего года от банка потребовали документы, подтверждающие, что он на законных основаниях требует от государства вернуть переплаченный налог на добавленную стоимость. Хотя для работающих в России предприятий разбирательства с налоговой службой если не повседневное, то вполне обычное дело, данный случай можно рассматривать как попытку политического давления. С целью или заставить эстонские власти не мешать экономической экспансии российских компаний, или же заставить наших банкиров подыгрывать Москве на политическом фронте — как это уже произошло в Латвии.


Этому дала, а этому не дала

Директор по маркетингу российских операций Hansapank Вероника Ройтман подтвердила, что ее банк и Федеральная налоговая служба России придерживаются разного мнения в отношении налога.

По словам Ройтман, каждое требование о возврате НДС подлежит проверке, поэтому ФНС утраивает проверку бухгалтерских документов. В России такая проверка обычная процедура, носящая регулярный характер. В любом случае мнение ФНС не является истиной в последней инстанции, и компании, не согласные с выводами налоговой службы, могут подать на нее иск в Арбитражный суд, что многие и делают.

Хотя Ройтман утверждает, что власти, т.е. Федеральная налоговая служба и Центробанк с пониманием относятся к деятельности Hansapank и настроены конструктивно, возникает вопрос, почему жертвой был выбран именно этот, крупнейший в Эстонии, банк.

Например, из SEB Uhispank сообщили, что у них нет проблем с толкованием или возвратом переплаченного налога на добавленную стоимость. Лизинговые услуги в России, понятное дело, облагаются налогом, и, как сообщил Uhispank, Russia Leasing (Русский лизинг) начисляет на все лизинговые платежи НДС. Если прежде предприятие могло выбирать, считать ли налог при поступлении денег или представлении счета, то теперь остался только один вариант: декларировать НДС при представлении счета.


Помоги, кому надо, и тебя не тронут

На мысль о том, что налоговый спор может носить политическую подоплеку, наводит история с крупнейшим в Латвии Parex Bank. Хотя он не похож на Hansapank, то, что с ним случилось, свидетельствует о том, что любые налоговые или криминальные разборки в России могут иметь очень разную подоплеку.

Судя по опубликованным в латвийской печати данным, через давление со стороны налоговых и силовых структур Кремль оказал влияние на президента Parex Bank Валерия Каргина, считающегося не только в Латвии, но вообще в Балтии самым богатым человеком, чтобы он через банк поддержал в Латвии русские партии. В противном случае банкиру пригрозили масштабным криминальным расследованием. Кстати, деньги на поддержку кампании поддержанного Москвой кандидата в президенты Украины Виктора Януковича также шли через Parex Bank.

Конечно, оказать влияние на Каргина было легко еще и потому, что американские власти тоже проявили интерес к деньгам, шедшим через Parex Bank. Открыть счет в этом банке проще простого, достаточно представить нотариально заверенную копию паспорта, при этом сам человек может не присутствовать при этом.


Не мешайте нашим, и все будет путем

Есть и еще одна версия, способная объяснить повышенный интерес российских налоговых служб именно к крупнейшему в Эстонии банку. Как известно, Полиция безопасности Эстонии по обвинению в преступлении против свободной конкуренции отправила под суд Олега Оссиновского, одного из влиятельных железнодорожных бизнесменов, связанного с близкой к Кремлю группой фирм "Северсталь".

Дело должно обсуждаться в конце января. Оссиновского обвиняют в попытке заключить договоры по тарифам на железнодорожные перевозки, наносящие вред конкуренции. Связанные с "Северсталью" предприятия в последнее время заняли в эстонском транзитном бизнесе ключевые позиции, владея многими важными предприятиями, такими, как, например, E.O.S.

Отдав Оссиновского под суд, эстонское государство, образно говоря, продемонстрировало, что не приветствует наступление российского капитала. Хотя масштабы "Северстали" и Hansapank не сравнимы, крупнейший в Эстонии и всей Балтии банк играет ключевую роль в нашей финансовой системе и, как казалось до сих пор, успешно начал экспансию на восток, в частности, через дочернюю лизинговую фирму (см. Информацию).


Честному человеку трудно заработать

Если задаться вопросом, в чем же именно заключается противостояние российских фирм Hansapank и Федеральной налоговой службы России (ФНС), то ответ на него окажется довольно простым. Лизинговая фирма платит налог на добавленную стоимость (НДС) с оборудования, например со стоимости приобретения нефтяной цистерны. Поскольку лизинговая фирма не является конечным потребителем нефтяной цистерны, т.к. она передает ее лизингополучателю, Hansapank обращается в ФНС с просьбой вернуть переплаченный налог. Чаще всего ФНС отвечает, что фирма не может настаивать на возврате НДС до тех пор, пока не истечет срок лизинга или цистерна не будет выкуплена. По мнению налоговиков, до этого момента конечным потребителем данной цистерны является лизинговая компания.

Как пояснил бывший банкир Юри Мыйз, ныне занимающийся транзитом, хотя он не в курсе проблем Hansapank, вопрос начисления НДС в России очень болезненный. В России, как и в Эстонии, переплаченный налог подлежит возврату, но практически система не работает. Чаще всего налог отказываются возвращать по разным, вполне банальным причинам: например, утверждают, что в госбюджете нет денег и т.д. По словам Мыйза, в игру нередко вступают "черные лошадки", т.е. посредники, выгодно скупающие у фирм НДС, а затем пытающиеся вернуть деньги, используя личные связи. "Честному человеку очень трудно вернуть деньги", — сказал Мыйз.


Ты помнишь, как все начиналось

Hansapank, оказавшийся "под колпаком" у ФНС России, начинал свою деятельность в этой стране с покупки небольшого корпоративного банка "Квест". Тогдашний руководитель Hansapank Индрек Нейвельт заявил в данном в октябре 2004 года интервью, что не объявит имени бизнесмена, с которым он подписал договор о покупке "Квеста". За банком "Квест" стояли совершенно неизвестных шесть фирм. "Наша цель  — поднять "Квест" до такого уровня, чтобы в течение ближайшего года его доля составила 10 процентов от общего имущества группы Hansapank", — сказал тогда Нейвельт, заметив, что позднее, когда политические риски в России снизятся, а рейтинги повысятся, он не исключает увеличения этой доли.

События с Hansapank в России говорят о том, что сегодня для оптимизма нет причин. Хотя противостояние касается главным образом конкретного банка, оно может коснуться всей лизинговой системы, созданной в России эстонскими компаниями.

С просьбой прокомментировать, каким образом дипломаты пытаются помочь решить сложившуюся ситуацию, мы обратились и в посольство Эстонии в Москве. Ответа ждали целую неделю, но так и не дождались.


Информация

О влиянии Hansa Liising в транзитной сфере свидетельствует тот факт, что, по данным газеты Äripäev, фирма профинансировала покупку примерно 12 тыс. вагонов. Кроме того, Hansa Liising является одним из трех лидеров, берущих в лизинг российскую железнодорожную технику. Вместе с компаниями "Сбербанк РГ-Лизинг" и Brunswick Rail Leasing они охватывают 75-80 процентов всего российского железнодорожного лизинга. Остальные фирмы, скорее, школьники, чем мэтры.

Так, арендованные у фирмы вагоны использует не только известное эстонское транзитное предприятие Meta EKS SP, которое при посредничестве Hansapank и SEB Uhispank арендует около 1,5 тыс. вагонов, но и многие другие фирмы. В настоящее время в России работает компания Hansa Leasing Russia, являющаяся нерезидентом. Кроме того, на лизинговом рынке представлены ООО "Ханса Лизинг" и "ООО Ханса Лизинг Калининград", являющиеся российскими резидентами. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в данном споре о налогах решается судьба миллиардов крон.

Поделиться
Комментарии